О ноосфере и ноосферном гуманизме
Владимир КАГАНОВ
Идеи В. И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена о ноосфере (мысль как планетарное явление) сегодня широко известны. И неудивительно, что эти идеи привлекают к себе внимание гуманистов, которых вдохновляет перспектива гуманизации ноосферы Земли. В частности, в учебнике «Человечность человека. Основы современного гуманизма» [1] есть целая глава «Ноосферный гуманизм», написанная д. т. н. И. М. Борзенко.
Однако большинство ученых критически относятся к самой идее ноосферы, не имеющей ясного научного содержания. Биосфера, антропосфера и техносфера – это реальные научные понятия, имеющие вполне реальные объекты изучения, которые можно увидеть и, как говорится, пощупать руками. Между тем, ноосфера чаще всего фигурирует как спекулятивное, ненаучное и во многом мистическое понятие, не имеющее хорошо определенного объекта, доступного изучению (вроде Мирового Духа или Мирового Разума). Сфера мысли, абстрагированная от реальных носителей этих мыслей, может существовать лишь в воображении как некая виртуальная реальность. Может показаться, что никакого научного учения о ноосфере не существует, так как не существует самого объекта изучения. Поэтому следует либо совсем отказаться от этого понятия, оставив его религиозным мыслителям, либо уточнить его смысл, чтобы оно было пригодно для научного обсуждения. Пока что ноосфера – это, скорее, художественный образ, метафора, дающая представление о коллективном разуме человечества. Возможно, понятие «планетарный разум», не претендующее на научность, более удачно, чем понятие «ноосфера» (между прочим, американский ученый и философ П. Куртц предпочитает говорить о планетарном разуме и не использует понятие «ноосфера»).
Заявление 5 мая 2018 г.
ЗАЯВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА В СВЯЗИ С РЕПРЕССИЯМИ ПРОТИВ УЧАСТНИКОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ АКЦИЙ 5 МАЯ 2018 г.
5 мая 2018 года оппозиционная акция, «Он нам не царь», прошедшая в десятках российских городов, сопровождалась массовыми задержаниями её участников сотрудниками полиции. Всего, по данным ОВД-инфо, было задержано 1600 человек, в том числе в Москве 719 человек. Среди участников и задержанных большинство – молодые люди, в том числе подростки старшего школьного возраста. Фото и видеокадры с изображениями подвергнутых насилию, поваленных на землю 15 - 17-летних подростков, в том числе девушек, не могут не вызвать возмущения и протеста у каждого честного и порядочного человека.
Отличительной особенностью данной акции стало появление на ней представителей Центрального Казачьего Войска, военизированной, традиционалистской организации, финансируемой из государственного бюджета. Казацкая нагайка была символом подавления политической свободы в Российской Империи, и сегодня этот традиционный символ деспотизма вновь вернулся на улицы российских городов.
Диалектика Николая Бердяева
Валерий Кувакин
Размещая текст о философии Н. Бердяева на сайте Российского гуманистического общества, я вполне отдаю себе отчет в том, что он может показаться неуместным или даже не совместимым с идеей светского гуманизма и его духом. Тем не менее, я делаю это, принимая во внимание ряд соображений. Первое – это то, что Бердяев – самая яркий представитель христианского гуманизма в России, борец за новый, христианский гуманизм, основанный на свободе, творчестве и достоинстве человека. Его переосмысление христианства проходило в русле либерализма и защиты прав человека. Это дорогого стоит, поскольку в России гуманизму при встрече с православием очень не везло. Ригоризм православной веры, сковывание ее обрядами и послушанием, жертвенностью и смирением были несовместимы с оптимизмом гуманизма, а союз православной церкви с государством существенно сужал возможности всякой реформации и открытости православия, интеграции в нее ценностей и достижений светской культуры. Не случайно гуманизм и религия встречались по преимуществу вне церкви – в художественной культуре, в среде светских богословов и публицистов. Достаточно назвать в этой связи имена А. Пушкина, Ф. Достоевского, Л. Толстого, В. Соловьева, Н. Бердяева, Д. Мережковского. В целом это обогащало традиции гуманизма в русской культуре. В этом случае не имело значение, являются ли мировоззрения идеалистическими или материалистическими, ориентированными на ценности христианства или научного метода и научной картины мира. Да и реальный историко-философский процесс полон многочисленных примеров «гуманистической солидарности» между мыслителями разных философских школ: Н. Бердяев мог высоко ценить идеи Н. Михайловского, В. Соловьев – некоторые концепции Н. Чернышевского и т.д.
"Кощеево яйцо" российских политиков и российской политики
Юрий Самодуров
Посвящаю эту статью памяти
Виктора Сокирко и его жены Лидии Ткаченко,
проживших гармоничную,
полноценную жизнь мыслящих и честных людей.
Социальная справедливость – ключевая проблема политики
I.
Стремление людей к справедливости, ощущение народом социального неблагополучия в обществе и государстве, неудовлетворенная потребность граждан в установлении более справедливых с их точки зрения экономических и общественных отношений – вот "кощеево яйцо" и "кощеева игла" российских политиков и российской политики, касаться которых после революции 1991 года они страшатся. Сказать, что в постсоветской России созданы и существуют социально справедливое общество и государство и справедливые экономические и общественные отношения президент и российские политики не могут. А говорить, что задача состоит в том, чтобы сделать общественные и экономические отношения более справедливыми политики не решаются или не хотят.
Со времен Ельцина и Гайдара о социальной несправедливости многих аспектов экономических и общественных отношений в России избегали и избегают говорить все российские президенты, все новые и старые кандидаты в российские президенты, все российские политические партии и почти все известные российские политики, экономисты, публицисты и правозащитники.
Подробнее: "Кощеево яйцо" российских политиков и российской политики
Слова "дух" и "духовность" вчера, сегодня, завтра
Валерий Кувакин
В 2002 г. в Транснациональном Центре Исследований, основанном Полом Курцем (Амхёрст, N.Y., USA http://www.centerforinquiry.net/) была запущена программа международных гуманистических школ. В раздаточных материалах второй летней школы (2003) был лист бумаги, на котором Том Флинн (Tom Flynn, редактор журнала «Фри инквайери», исполнительный директор Совета по секулярному гуманизму, директор отдела медиа Центра Исследований) предложил «95 способов избежать употребления понятия “дух”», ставшего в наше время архаичным и, с его точки зрения, уместным для употребления лишь в религиозных учениях и практиках, где этому понятию придается определенный догматический смысл.
Применительно к слову «дух» я бы добавил такие области его применения, как поэзия, художественная литература, искусство в целом, а также язык повседневности. В этих нишах жизненного мира человека слову «дух» придается метафорический, символический или смутный психологический и эмоциональный смысл. Однако ясно и то, что это слово все более устаревает, поле его бытования неуклонно сокращается.
Мне понравилась задумка Т. Флинна. Действительно, идеи рождаются и умирают, их содержания постоянно меняются, уточняются, искажаются и даже извращаются в человеческой истории, коей они принадлежат и вне которой они не существуют. То же самое происходит и с понятиями, их обозначающими. Случаев, когда со временем словам начинают придавать смысл, противоположный изначальному, сколько угодно («аура», «энергетика», «фискал», «пиар» и др.). Особенно ярко эта динамика заметна в переходные эпохи или во времена засилья идеологической, в основном политической и религиозной пропаганды или разнузданных рекламных компаний, способных в короткие сроки вывернуть наизнанку сознание потребителей, так же как и смыслы слов.
Подробнее: Слова "дух" и "духовность" вчера, сегодня, завтра
Смыслы русской революции через 100 лет: макросоциологический взгляд
Николай Розов
Смысл исторического явления выявляется через его отнесение его роли и последствий к более глубокому плану бытия, а также к проблемам и заботам современной ситуации.
Что это за «глубокий план бытия» — вопрос открытый и нетривиальный. Здесь могут быть разные догматические ответы, например, религиозный христианский (путь мировой истории к Второму Пришествию и Страшному Суду), марксистский (смена социально-экономических формаций), либерально-прогрессистский (неизбежные модернизация и транзит к демократии, пусть и частными отступлениями) и т. д.
Здесь будем исходить из того, что с разных позиций можно выделить несколько таких «глубоких планов бытия». Наиболее релевантной представляется точка зрения макросоциологии, поскольку именно в этой дисциплине строятся, исследуются, используются теории крупных социальных процессов [1].
Рассмотрим здесь только два аспекта: роль Революции в гибели Империи и Революцию как начало кризисной трансформации российской государственности в государственность советскую.
Крах Российской империи – в чем же заключалось ее «нездоровье»?
Первый непреложный факт: Революция привела к крушению Российской империи как крупной и долговременной исторической, социальной, политической целостности.
Подробнее: Смыслы русской революции через 100 лет: макросоциологический взгляд
Трагическая дата в истории России
Сто лет назад, 25 – 26 октября по старому, 7 – 8 ноября по новому стилю в Петрограде произошёл вооруженный переворот. Временное правительство было свергнуто, к власти пришёл сформированный большевиками Совет народных комиссаров. В советской историографии те события получили название Великой октябрьской социалистической революции.
Российское гуманистическое общество считает октябрьский переворот 1917 года трагической датой в истории России. С первых же дней захвата власти большевики под лозунгом «диктатуры пролетариата» начали репрессии против своих политических противников, в январе 1918 года разогнали всенародно избранное Учредительное собрание и расстреляли мирную демонстрацию в его защиту, подняли кровавое Московское восстание. Начавшееся после октябрьского переворота сопротивление большевистской диктатуре переросло в кровавую гражданскую войну. Используя демагогию, насилие и террор, большевики подавили сопротивление своей диктатуре и на долгие десятилетия в России установился антигуманный тоталитарный режим с полным подавлением прав и свобод граждан, с уничтожением парламентаризма, разделения властей, института частной собственности и нормальной рыночной экономики. Лозунги о земле, мире и народной власти обернулись новым закрепощением крестьян, агрессивными войнами, массовыми репрессиями, тотальным дефицитом и властью партийной верхушки. Мы безоговорочно осуждаем организаторов октябрьского переворота и партийную номенклатуру, установившую в России тоталитарный коммунистический режим.
Нет революциям, приводящим к авторитарным, антидемократическим, в том числе и клерикальным режимам, подавляющим неотъемлемые права и свободы граждан!
МГЭС-2017
В начале августа 2017 года в Лондоне состоялась ежегодная Генеральная ассамблея Международного гуманистического и этического союза (МГЭС), которая традиционно объединена с самой представительной конференцией мирового гуманистического движения и некоторыми другими мероприятиями. Праздник гуманизма длился три дня. В Лондон приехало около ста пятидесяти гуманистов из нескольких десятков стран мира. Российское гуманистическое общество на Ассамблее представляла Светлана Туркова.
4 августа состоялись три события. Это, во-первых, Международная конференция гуманистов-профессионалов, где собираются люди, для которых гуманизм стал профессией. Это прежде всего организаторы гуманистических торжеств (свадеб, конфирмаций, похорон) и преподаватели гуманизма как школьной дисциплины. Во-вторых, параллельно проходила Генеральная ассамблея Международного Гуманистического и Этического молодежного союза (IHEYO), который объединяет молодежные отделения гуманистических организаций. Эта организация появилась недавно, и в Лондоне была её вторая Генеральная ассамблея. И, в-третьих, была проведена встреча представителей гуманистических организаций стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Вроцлав 2017. Ассамблея Европейской гуманистической федерации в Польше.
Во второй половине мая в польском городе Вроцлаве прошло главное ежегодное мероприятие европейских гуманистов. 19 мая состоялась ежегодная ассамблея ЕГФ, а 20 и 21 мая – конференция ЕГФ. На этом мероприятии представлял Российское гуманистическое общество его президент Ярослав Головин. Организаторами ассамблеи были две польские гуманистические организации: Польская ассоциация рационалистов (Polskie Stowarzyszenie Racjonalistów) и Польская ассоциация гуманистов (Towarzystwo Humanistyczne). На протяжении трёх дней мы имели дело с президентом Польской ассоциации рационалистов Яцеком Табишем (Jacek Tabisz) и его супругой Каей Брикс (Kaja Bryx), которая на ассамблее была избрана вице-президентом ЕГФ.
Ассамблея – формальное мероприятие, на котором решаются организационные вопросы. Теоретических докладов и выступлений на общефилософские темы не предполагается. Участие РГО в ассамблее ЕГФ важно для нас. Ведь РГО является полноправным членом ЕГФ (в отличии от МГЭС, где мы - только ассоциированные его члены) и наш представитель имеет право принимать участие в голосованиях, выдвигать кандидатов в совет ЕГФ. Но участие РГО в ассамблее важно и для ЕГФ. На ассамблее представитель Норвегии поднял вопрос о том, что такое ЕГФ – организация европейская или организация Европейского союза? Ведь РГО – фактически единственная организация в ЕГФ из стран, не являющихся членами ЕС. Из страны не члена ЕС я был один и всегда чувствовал особое внимание руководства ЕГФ. В брошюре, выпущенной к ассамблее, уделено немало внимания мероприятиям РГО прошлого года, хотя, мероприятия, проводимые многими европейскими гуманистическими организациями не в пример более масштабны.
Подробнее: Вроцлав 2017. Ассамблея Европейской гуманистической федерации в Польше.
Международный день гуманизма 2017
ПРОГРАММА
Празднования Международного дня гуманизма 2017.
17 июня, суббота, Российская государственная библиотека искусств
Как пройти: м. Охотный ряд или м. Театральная, выход в сторону Театральной площади и ул. Большая Дмитровка, далее пешком 300 м по Большой Дмитровке до Библиотеки искусств, вход в зал со стороны Кузнецкого моста, рядом с входом в Bar Barius.
Организаторы: МОО Российское гуманистическое общество, Центр исследований «Человечность» при философском факультете МГУ имени М.В. Ломоносова.
Оргкомитет: д-р филос. наук, профессор философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова В.А. Кувакин, президент РГО канд. филос. наук Я.Б. Головин, д-р физ.-мат. наук Г.В. Гивишвили, канд. биол. наук С.О. Туркова, Д. Бродский.
Научная конференция
СВЕТСКИЙ ГУМАНИЗМ В РОССИИ И МИРЕ
11.00-11.15. Регистрация участников.
11.15 Начало конференции.
Вступительное слово Я.Б. Головина.
Выступления участников:
Кувакин В.А., д. филос. н., Почему так трудно говорить о гуманизме в России?
Головин Я.Б. к. филос. н., Светский гуманизм как современная альтернатива религии.
Ожиганова А.А., к.и.н., О необходимости общественной дискуссии по вопросу преподавания религии в школе.
Бродский Д. О зоопсихологических и психологических предпосылках формирования мировоззрения, предрасположенного к вере.
12.45 -13.45. Дискуссия «Совместимы ли научное и религиозное мировоззрения?», участвуют президент РГО Я.Б.Головин, почётный президент РГО В.А.Кувакин, священник Я.Г.Кротов, активистка движения ",Христианское действия" Мария Рябикова.
13.45 – 14.15. Кофе-брейк.
Диалог бывшего адепта церкви "Слово жизни" Сергея Сушинского с религиоведом Татьяной Крихтовой
Голомолзин А. (Тема уточняется)
Гивишвили Г.В., д. ф-м. н., Гуманизм и XXI век.
Рябикова М.А. Христиане против мракобесия.
Самодуров Ю.В. (Тема уточняется)
16.00-16.30 — Кофе-брейк.
16.30 – 17.45 – Круглый стол: «Гуманизм и его ответы на современные идейные вызовы». Обсуждаем наше отношение к идее особого русского пути, к ностальгии по СССР, к политическому популизму, к трансгуманизму, феминизму, проблеме прав ЛГБТ, праву на оружие, вегетарианству и т.д.
17.45 – Подведение итогов мероприятия.
Я.Б. Головин на радио "Свобода"
Выступление президента Российского гуманистического общества Я.Б. Головина в передаче «С христианской точки зрения» радио "Свобода". Передачу ведет Яков Кротов.
Видеотека
Видеотека Российского гуманистического общества
В России гомеопатия объявлена лженаукой
УЧЕНЫЕ ГОВОРЯТ: ГОМЕОПАТИЯ – ЭТО ЛЖЕНАУКА
6 февраля 2017 г. на сайте Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при Президиуме РАН был опубликован Меморандум № 2 "О лженаучности гомеопатии". http://klnran.ru/2017/02/memorandum02-homeopathy/
Если первый Меморандум, повлекший за собой ряд позитивных административных решений, был посвящен так называемому дерматоглифическому тестированию, в рамках которых предлагалось по отпечаткам пальцев (папиллярным узорам) определить предрасположенность человека к различным заболеваний, способности и особенности личности, а также дать рекомендации по выбору видов спорта, профессии и даже партнеров, то второй – это Меморандум о более масштабном проявлении лженауки. Впервые в России мейнстрим российского научного сообщества твердо и недвусмысленно квалифицировал гомеопатию как лженаучную теорию и медицинскую практику.
Голый изнутри. Неразгаданный Ф. Достоевский.
В ноябре 2017 г. Философский факультет МГУ издал книгу известного историка русской философии, засл. профессора Московского университета Валерия Кувакина «Голый изнутри. Неразгаданный Фёдор Достоевский». В этом исследовании дана новая интерпретация творчества Достоевского, объясняющая причины исключительной неоднозначности его мировоззрения. Работа чужда перекрашиванию писателя из одного цвета в другой на потребу идеологическим поветриям. Ценность книги В.А. Кувакина состоит в том, чтобы максимальным образом учесть опыт Достоевского в постижении глубин человеческого существа и соотнести это опыт с кризисным положением человека в современной России.
Книга написана ясным языком. Она будет особенно полезна тем, кого интересуют сложные мировоззренческие процессы в стране, борьба власти за сознание и разум людей. Выводы работы помогают найти ответы, связанные с сохранением свободы, достоинства и идентичности личности в условиях тотальной вакханалии официальных средств массовой дезинформации, всплеска лженауки, религиозных, квазирелигиозных и паранормальных верований.
Книга "Неразгаданный Достоевский" в формате PDF - скачать!
РГО – гость Конференции международных организаций при Совете Европы
Второго ноября мы со Светланой Турковой приняли участие во встрече российских НКО с представителем Совета Европы Анной Рурка. Она занимает пост Президента конференции международных негосударственных организаций при Совете Европы (President of the Conference of INGOs of the Council of Europe) http://www.coe.int/en/web/ingo/home
Встреча была неформальной, докладов не предполагалось. Было известно, что речь пойдёт о российском "законе об иностранных агентах". Анна Рурка и ещё две её коллеги задавали вопросы о том, как вам, российским НКО, живётся при таком законе, и чем мы, Совет Европы, можем вам помочь? Участников было совсем немного, двенадцать - пятнадцать, и тон задавали руководители "Мемориала" и "Гражданского содействия", которые уже давно попали в список иностранных агентов. Также выступала Валентина Череватенко, руководитель НКО из Ростовской области, на которую заведено первое уголовное дело за неисполнение "закона об иностранных агентах" http://www.hro.org/node/25084
Руководители российских НКО рассказывали о том, как этот закон применялся в отношении к ним, в частности, какая конкретно их деятельность была признана политической. Выяснилось, что после разъяснений Министерства юстиции любая деятельность НКО может быть признана политической. Многие рассказывали о появлении в регионах имитационных, фейковых НКО, которые легко выигрывают конкурсы на правительственные гранты. Но вот на вопрос хозяев "чем же мы, Конференция НКО Совета Европы, можем вам помочь?" никто не отвечал. Думаю, потому что мало кто представлял, какие возможности у этой структуры. Я тоже не знал об этом.
Подробнее: РГО – гость Конференции международных организаций при Совете Европы
В защиту науки и светского образования в России
Резолюция конференции «Наука, свободомыслие, гуманизм», посвященной 100-летию со дня рождения В.Л.Гинзбурга (Москва, 4 октября 2016 г.)
Мы, члены Российского гуманистического общества, участники конференции «Наука, свободомыслие, гуманизм», посвященной 100-летию со дня рождения академика Российской академии наук, лауреата Нобелевской премии В.Л. Гинзбурга, с глубокой тревогой отмечаем:
- в последние годы кризис российской науки продолжает углубляться. Она испытывает на себе бремя непродуманных, во многом иррациональных реформ, которые ведут к подрыву ее институциональных структур и разрушению системы управления наукой;
- диалог с научным сообществом не рассматривается государством как необходимый, престиж отечественной науки неуклонно падает, она оттесняется на периферию культуры и информационного пространства России, ее интеллектуальное и моральное влияние на общественное сознание замещается вульгарными продуктами шоу-бизнеса, лженаукой, паранормальными верованиями и практиками;
- усиливается давление на науку и образование со стороны религиозных организаций. Под влиянием РПЦ и поддерживающих ее чиновников в 2015 г. в Номенклатуру научных специальностей, по которым присуждаются ученые степени, была включена «Теология», начался процесс формирования диссертационных советов по этой специальности. Присутствие православного, мусульманского и буддийского духовенства в вузах и общеобразовательных государственных учреждениях становится массовым, а преподавание вероисповедных дисциплин в школе – обязательным. Процесс клерикализации общества сопровождается притеснением и умалением достоинства науки и светских ценностей, что в целом означает наступление сил мракобесия и иррационализма на все сферы общественной жизни в России;
- молодые учёные продолжают покидать Россию, происходит демотивация и деморализация научной работы;