Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Что такое критический разум?

Что такое критический разум?

Термин критический разум (critical intellegence) лучше всего обозначает то, что я стремлюсь выразить. Он предполагает, что в совершенствовании знания используются одновременно как разум, так и опыт. Этот термин приложим не только к научно-технической области познания, но также к обычной жизни и нормативным сферам, таким как этика и политика. Он также включает в себя здравый смысл и практическую мудрость. Более того, скептицизм является внутренним аспектом критического интеллекта.

К счастью, способность критического разума глубоко укоренена в человеческой природе. Это главный инструмент, позволяющий человечеству приспосабливаться и сохраняться в процессе эволюции. Развитие критического разума должно быть существенной целью человеческого существования, а его наличие — главным признаком образованной личности. К сожалению, он часто бездействует у тех, кто стремится подавить свое сознание или заглушить свои сенсорные дары. Люди больше чем разумные существа, они наделены эмоциями и влечениями, соперничающими между собой за власть над человеческой душой и часто помогающими добиваться совершенства. Некоторые люди настолько подавлены привычками и обычаями, что не в состоянии использовать критическое мышление в своей личной и общественной жизни. Критическое мышление часто оказывается скорее возможностью, чем действительностью. Тем не менее, каждая личность должна стараться им пользоваться хоть в какой-то степени.

Христианская доктрина считает стремление человека к знанию следствием грехопадения. Поддавшись искушениям со стороны Евы, Адам съел плод с древа познания добра и зла, за что Бог изгнал человека из рая. Напротив, для гуманиста два главных греха: (1) легковерие и невежество и (2) трусость и малодушие. Это и есть настоящие недостатки человеческой природы. Легковерие и невежество являются источником живучести многих бессмысленностей религии, идеологии, морали и политики. Легковерные искушаются соблазном чудесных вещей. Излечить от этой детской доверчивости можно только культивированием критического интеллекта, способного объяснить и оценить истинность суждений и достичь знания.

Критический интеллект соответствует способности или предрасположенности разума к методу, отношению или подходу, который может быть использован для понимания, различения и оценки ситуаций и разрешения проблем. Применение критического интеллекта может быть осложнено препятствиями, которые перед нами возводят природа, другие  люди или мы сами. Иногда он используется эффективно, иногда бездействует.

Что мы понимаем под умом? Всегда ли он соответствует так называемому IQ, «коэффициенту интеллектуальности»? Результаты измерения коэффициента интеллектуальности у разных групп людей имеют большую статистику и соотносимы. Можно ли считать мерой ума человека то, как он выполняет формальный тест или насколько хорошо он информирован? Можно ли с его помощью определить вербальную способность, математическое умение или то, насколько хорошо человек способен решать проблемы — абстрактные, визуальные или практические?

Сила интеллекта в его использовании. По оценкам психологов, почти 80% интеллекта человек наследует и только 20% приобретает. Интеллект может находиться в сонном или заторможенном состоянии, быть подавленным или расточаться, или, напротив, он может быть активизирован у высокомотивированной личности. Я употребляю прилагательное критический. Оно избирательно по своему значению. Слово критический относится к исследованию и аналитическому применению разума к проблеме или гипотезе. Критический ум позволяет определять степень доказательности и оценивать идеи, стремится установить взаимосвязи и делать выводы. Он может быть могущественным инструментом, подобно острому ножу позволяя нам проникать в сердцевину вопроса, возмещать и исправлять недостатки, открывать новые истины и избавляться от прежних заблуждений.

Человек может обладать интеллектом, лишенным критического компонента. Такой ум рассеивается на мелочи и не схватывает суть. Критический элемент позволяет сосредоточивать усилия на существенном при разрешении сложных интеллектуальных и практических вопросов. Аристотель перечислил в «Никомаховой этике» пять интеллектуальных добродетелей: философскую мудрость, интуицию, способность к научным занятиям, искусство и практическую мудрость. Он также отметил, что человек может овладеть одной или более из этих добродетелей, но быть лишенным других. Истина в том, что существует намного больше интеллектуальных качеств, а человек может обладать несколькими из них, но не всеми одновременно.