Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Почему астрология продолжает существовать?

Почему астрология продолжает существовать?

Мы можем задать вопрос: «Почему астрология как система верований продолжает существовать, несмотря на недостаток доказательств в пользу ее утверждений и на значительные доказательства против нее?» Это тот же самый вопрос, которого мы касались относительно религиозных систем верований.

Одно объяснение состоит в том, что большая часть людей не знакома с достижениями научной критики. В целом, проаст-рологическая пропаганда более обширна, чем любая ее критика. Если бы большинству людей стали известны научные исследования астрологии, то эти сведения убедили бы некоторую их часть отказаться от нее. Однако нет гарантии того, что даже если бы людям были известны аргументы этой критики, они признали бы неверность астрологических положений.

Второе объяснение в том, что человеку слишком свойственна доверчивость и что многие люди склонны принимать на веру то, что лишь кажется обоснованным. Они часто становятся жертвами жульничества. Здесь, гуру — это астролог, который говорит чепуху, но все же очень убедителен. Однако есть и еще один фактор, это — самообман; он относится и к клиенту, и к самому астрологу.

Астрология, как и религия, — это вера; она основана и поддерживается субъективной оценкой. Другими словами, прогнозы и оценки астрологов апеллируют к нашей внутренней интуиции. А толкования настолько общи, что могут быть применены практически к кому угодно. Здесь истина зависит от того, кто смотрит в гороскоп и подгоняет его под свой частный случай. «Вы общительны, но часто вам хочется побыть в одиночестве», или «Вы полны сочувствия, но часто окружающие этого не ценят». Там, где составляется гороскоп и где астролог встречает клиента один на один, первый часто может приспособить свои записи к контексту психологического взаимодействия, и предсказание может быть изменено,  согласно тому, что видит в человеке астролог. Предсказание зависит от здравого смысла и от проницательности и интуиции астролога. Здесь очевидна эффективность «беспристрастного» предсказания, так как визуальные и вербальные подсказки могут сфокусировать предсказание на интересах клиента. Они могут быть как сознательными, так и бессознательными. Таким образом, становится легче сказать, вписывается ли человек в общую схему, тем более, что в самом гороскопе есть достаточно абстрактных фраз, которые могут быть модифицированы для каждого отдельного случая. Гороскоп похож на безразмерные носки.

Есть более глубокий и важный урок, который мы можем извлечь из нашего исследования астрологии, и он состоит в том, что искушение трансцендентным, вероятно, влияет на человеческое отношение к тому, что ему говорят. В сознании или подсознании человека происходит нечто вроде следующего: Вселенная построена по плану, и это включает в себя и небеса. Этот план направляет каждого человека, в том числе и меня. Таким образом, мои личные качества и судьба тесно связаны со звездами. Есть что-то вне этого мира, и то, что я есть, и то, чем я буду, происходит в согласии с этим.

Астрология, таким образом, апеллирует к желаниям человека, к его стремлениям, она дает космическое объяснение даже самому тривиальному, незначительному случаю в жизнях людей. Искушение верить в потустороннюю силу склонно давать силу надеждам и желаниям людей и допускать субъективное обоснование. Здесь не главное, является ли астрология эмпирически истинной или ложной. Самое важное заключается в том, работает ли она — или ее заставляют работать как средство утоления жажды смысла. И я полагаю, что в этом состоит психологическая функция астрологии и секрет ее продолжительного господства над воображением людей в течение веков. Она придает силу желанию человека быть каким-то загадочным путем причастным некой космической жизни, которая выше его понимания, это придает человеку какое-то высшее значение. В этом, я согласен, и заключается причина живучести и успехов астрологии, несмотря на очевидные доказательства ее теоретической несостоятельности.