Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Лекция V. Философия Возрождения

Лекция V

Философия Возрождения

1. Философия Возрождения – новый тип теоретического мировоззрения.

2. Ранний Ренессанс (XIII– сер. XV в.): гуманистический характер ренессансного мировоззрения.

А. Метафизические системы XVIIвека:  философия как теория познания

Б. Метафизические системы XVIIвека:  философия как спекулятивная система знания о мире в целом

В. Философия эпохи Просвещения:  о предмете и назначении философии

3. Поздний Ренессанс (XV–XVIвв.): пантеистическая философия Возрождения. Натурфилософия и космология.

4. Социальная философия Возрождения.

Эпоха Возрождения, культура Ренессанса всегда привлекали к себе внимание не только ее исследователей, а и вообще широкой публики, чье мировоззрение сформировалось на ценностях и идеалах европейской культуры. Все эти ценности и идеалы своими истоками имеют культуру Возрождения. Это настолько  очевидно и общепринято, что данный феномен не нуждается в обосновании.

Но сегодня мы замечаем, что повышенный интерес к культуре Возрождения носит особый характер, которого не было в прошлом. В настоящее время приходится сталкиваться с утверждениями, ставящими под сомнение прогрессивность идеалов Возрождения, много пишется и говорится о «смерти гуманизма», «конце христианской культуры». Источник, причину всех современных кризисов начинают усматривать именно в гуманистических идеалах Ренессанса.

Сегодня сложилась парадоксальная ситуация, когда гуманизм «умер», а всю ответственность за современные коллизии возлагают на него. Все кризисные явления наших дней оказываются порождены гуманистическими идеями Возрождения. По мнению В. Бибихина, сегодняшняя критика Ренессанса напоминает ему критику ранним Возрождением исторических условий позднего Средневековья, и при этом сама позиция критиков и обличителей современной цивилизации находится в зависимости от Ренессанса, критики «движутся в круге представлений, открытых Ренессансом, и пользуются языком его понятий, начиная с восприятия истории как создания человека»[1]. По сути дела кризис наших представлений о гуманизме - свидетельство кризиса веры в человека.

Все это требует философского, рационально-теоретического осмысления ренессансного мировоззрения.



[1] Бибихин В.В. Новый Ренессанс. – М., 1998. – С. 140.