Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Заключение

Книга, предназначенная служить учебным пособием, должна сочетать в себе казалось бы несовместимое. С одной стороны, необходимо включить огромный историко-философский материал в строгие рамки учебно-образовательного стандарта, а с другой, показать состояние живой научно-исследовательской философской мысли, сделать ее идеи общедоступными научными фактами.

Сегодня эта проблема усложняется еще и тем, что за последнее десятилетие опубликована почти вся западноевропейская философская классика и русская философия рубежа XIX–XXвв., ранее практически не доступные не только читателям, но и исследователям.

Все это богатство философской культуры требуется в той или иной степени включить в систему философской подготовки студентов. Без этого вузовский курс философии теряет свое значение. Мы убеждены в том, что никакой типовой философский учебник, рассчитанный на десятилетия, просто не возможен.

Удалось ли нам преодолеть указанные трудности, судить тем, кто будет читать книгу и использовать ее в учебном процессе.

В «Заключении» еще раз подчеркнем, что написанная книга дополняет ранее вышедшую – «Философия как теоретическое мировоззрение» – и вводит в нее. Только взятые в единстве они раскрывают авторское видение образа «школьной философии» (И. Кант).

В условиях поиска мировоззренческих ориентиров и реформирования высшего образования исключительно актуальной является работа над новой моделью «школьной философии». Нам представляется, что ей лучше всего соответствует философия как теоретическое мировоззрение, взятое в своей истории.

Хотелось бы надеяться, что наш опыт будет в какой-то мере этому способствовать.