Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Лекция III

Античная философия

1. Диалектико-космоцентрический характер античного мировоззрения.

2. Философия «ранней («низкой») классики» (VII–V вв. до н.э.): интуитивно-стихийное постижение Космоса.

3. Философия «средней классики» (V в. до н.э.): рассудочное познание Космоса.

4. Философия «высокой классики» (IV в. до н.э.): диалектико-рациональ­ное познание Космоса.

Под античной философией понимается развитие философской мысли Греции и Рима с конца VII в. до н.э. до начало VI в. н.э. В социально-экономическом плане античная философия охватывает несколько эпох, начиная от патриархально-общинного, родового, строя и кончая эпохой разложения рабовладельческого общества и началом зарождения феодальных отношений. Понятием «античная философия» охватываются самые различные философские школы, течения и направления, многие из которых оказались своеобразными зародышами всех позднейших типов мировоззрения[1]. Говоря «школы», мы не придаем им того значения, которое закрепилось за ними после Академии Платона и Ликея Аристотеля. Речь идет о том, что в указанное время существуют разные, выражаясь современным языком, союзы, объединения, корпорации лиц свободных профессий (врачи, художники, музыканты и т.п.), связанных общим местом жительства. Эти объединения можно назвать «школами», т.к. кроме места жительства их объединяла определенная общность взглядов, принципов. Философская мысль не могла стоять на месте в течение целого тысячелетия, она развивалась и эволюционировала.

В нашей научной и учебно-методической литературе существуют разные подходы к периодизации античной философии. Так, А.С. Богомолов в соответствии с тремя основными историческими периодами – период разложения патриархально-общинного и формирование рабовладельческого общества, время сформировавшегося рабовладельческого общества, период гибели рабовладельческого общества и зарождение феодального – выделяет в истории античной философии три этапа: 1. Становление древнегреческой философии; 2. Классическая греческая философия; 3. Эллинистическо-римская философия. Он подвергает критике имевшее место в западной и русской дореволюционной философии выделение двух крупных эпох в истории античной философии: «досократической» («досократики») и «сократической», или «послесократической» (Сократ, Платон, Аристотель и послеаристотелевская эллинистическо-римская). В основу своей периодизации А.С. Богомолов кладет принцип целостности философской системы. Он, например, считает, что Сократ не создал особой философской системы[2].

А.Н. Чанышев выделяет следующие периоды в истории античной философии: 1. Зарождение и формирование (VI в. до н.э.); 2. Зрелость и расцвет (V–IV вв. до н.э.); 3. Закат – эпоха эллинизма (III–I вв. до н.э.) и 4. Период упадка и гибели (I –V вв. н.э.)[3].

А.Ф. Лосев в работах по истории античной эстетики выделяет три основных периода: 1. Философия «ранней классики» (от раннего эллинизма до V–IV вв. до н.э.); 2. Философия «высокой классики» и зрелого эллинизма (IV в. до н.э.); 3.Философия позднего эллинизма (I–V вв. н.э.)[4]. Разделяя в главном периодизацию истории античной философии, предложенную А.С. Богомоловым и А.Ф. Лосевым, мы выделили бы в качестве самостоятельного этапа эпоху античного просвещения, связанную с именем Сократа. Никто не возражает против того, что Сократ не создал новой философской системы, но с ним связана переориентация философии на принципиально новую проблематику, им были поставлены перед философией новые цели, у нее появились новые функции. С именем Сократа связан так называемый «антропологический поворот» в философии и положено начало разработки античной диалектики, диалектики в ее специфическом понимании, приближающем ее к логике. Короче говоря, Сократ дал новое понимание предмета философии. Античную философию часто называют классической. И для этого имеются основания. Прежде всего, в истории античной философии в наиболее полном виде проявились особенности философии как особой формы общественного сознания. Философия в Греции развивалась как бы в чистом, классическом, виде, не растворяясь в других формах общественного сознания. Поэтому она принимает вид образца, нормы, без усвоения которого нельзя понять природу философии. Ее можно назвать классической еще и потому, что она отличается ясной постановкой коренных философских вопросов. Иногда эта ясность граничит даже с наивностью, но вопросы ставятся четко, а выводы формулируются логично и определенно. Не потому ли мы в ней обнаруживаем классически выраженные все позднейшие направления и течения: материализм и идеализм, рационализм и сенсуализм, диалектику и метафизику, скептицизм и агностицизм… Не случайно античную философию называют школой философского мышления. Энгельс обращал внимание на эту сторону античной философии, подчеркивая, что мы будем «все снова и снова возвращаться в философии, как и во многих других областях, к достижениям того маленького народа…»[5].

Есть еще одна особенность античной философии, которая до сих пор привлекает к ней, захватывает воображение, формируя в нас способность к целостному восприятию мира. Эта особенность состоит в том, что вся античная философия пронизана эстеткой: «Античная эстетика была не чем иным, как учением о выразительных формах всего того же единственно сущего космического целого, философски трактуемого… В этом смысле древнегреческая философия не только полна эстетики, но в своих вершинных формах собственно является эстетикой»[6]. А.Ф. Лосев говорит даже об эстетической завершенности античной философии. И в этом плане ее изучение оказывается исключительно плодотворным.

Пройдя школу античной философии, мы усваиваем ее формы, стиль мышления: целостность, образность, ясность и законченность. Изучая античную философию, невольно воспроизводишь в своем сознании всю эволюцию формирующегося и развивающегося философского познания, которое в «зародыше» содержит все последующие.



[1] См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 369.

[2] См.: Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985. С. 9.

[3] См.: Чанышев А.Н. Указ. соч. С. 123.

[4] См.: Лосев А.Ф. История античной эстетики. М., 1963. С. 256.

[5] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 369.

[6] Лосев А.Ф. История философии как школа мысли // Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 500.