Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Часть третья. Наука и паранормальное.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ НАУКА И ПАРАНОРМАЛЬНОЕ

XII.  УЧЕНЫЕ, СПИРИТЫ И МЕДИУМЫ

Тот факт, что в религии нашли прибежище обман и мошенничество, отразился в спиритуалистическом движении, которое сформировалось в девятнадцатом веке и продолжилось в двадцатом, особенно в Соединенных Штатах, Великобритании и Европе. Подвергнем положения спиритуалистов критическому анализу. В некотором смысле, анализировать их намного легче, чем религиозные убеждения, поскольку, за редким исключением, спиритуалисты не претендовали на обладание силой предсказания или способностью предвидеть будущее и не основывали церкви, которые бы их обожествляли, чтобы защититься от неверующих и тех, кто угрожает их авторитету. Но психологические и познавательные процессы здесь схожи с теми, что имеют место в религии. Спиритуалисты утверждают, что некоторые люди обладают особой паранормальной силой, благодаря которой, помимо других способностей, они могут общаться с бестелесными духами. Таким образом, речь идет о новой форме «заигрывания» с трансцендентным.

Исходная точка спиритуализма — это то, что люди не умирают окончательно, и что с умершими можно общаться через специально отобранных людей. Утверждается, что этот духовный мир проявляется многими способами: в мысленном общении, таком, как телепатия, в видениях и привидениях; в физических феноменах, таких, как полтергейст, левитация, стуки по столу, эктоплазменное излучение, материализация, игра на музыкальных инструментах, автоматическое письмо. Наиболее удобным методом такого общения является специальный сеанс: полутемная комната, где медиум, погружаясь в себя, контактирует с бестелесным духом посредством мысленных или физических актов.

По своим мотивациям и функциям спиритуалистическое движение является религиозным или квазирелигиозным, поскольку указывает на некую скрытую сферу, которая выходит за рамки этого мира. И это дает основание надеяться на жизнь  после смерти: надежда на бессмертие была одной из главных вдохновляющих идей спиритуализма. Вскоре образовались два лагеря: (1) верующие, которые принимали существование другого измерения реальности и способность некоторых медиумов вступать в контакт с этим измерением, и (2) скептики и неверующие, которые отрицали все подобные феномены как самообман и чепуху. В этот спор вмешалась наука. Долгое время казалось, что должен существовать эмпирический метод, с помощью которого мы могли бы тщательно взвесить аргументы «за» и «против» спиритуализма и подвергнуть паранормальные утверждения проверке. Это иллюстрирует, между прочим, тот факт, что интерес к трансцендентным откровениям, снритуалистс-ким или паранормальным феноменам представляет собой своего рода искушение для высокообразованных (или сложномысля-щих индивидов, включая и приверженцев научных методов), так же как и для совершенно неграмотных людей.

Я не намереваюсь приводить полную историю зарождения и развития спиритуализма, но коснусь только некоторых аспектов этого движения, в той мере, в какой они проливают свет на наше исследование, т. е. на вопрос о природе религиозного стремления к трансцендентному. Я также не могу охватить в своем исследовании все многочисленные разновидности процветающих ныне спиритуалистов и медиумов.

История человечества полна верований в духов. Библия многократно сообщает о сверхъестественных феноменах, о явлениях умерших людей как во сне, так и наяву. И это тянется через всю историю. Например, в третьем веке философ-скептик Порфирий исследовал предполагаемое движение неживых объектов, к которым никто не прикасался, а также левитацию медиумов, явления духов и другие необычные случаи. Аналогичные проявления спиритуалистических феноменов имеют место и в жизнеописаниях святых, в сообщениях о судах над ведьмами, а также в сообщениях о полтергейсте и чудесных происшествиях в заселенных духами домах и замках. В восемнадцатом веке, шведский мистик и религиозный философ Эммануил Сведенборг придал сильный импульс развитию спиритуализма, заявив, что обладает способностями к ясновидению и предсказанию.