Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Проект декларации российских гуманистов

Этот проект предлагается для обсуждения и публикуется для предварительного ознакомления

Проект

МАНИФЕСТ РОССИЙСКИХ ГУМАНИСТОВ

Россия вступила в XXIвек в переломный период своей истории. Она пережила крушение изжившего себя квазисоциалистического бытия и накануне нового века была полна надежд на свободное и демократическое развитие, на экономический, социальный и культурный прогресс. 90-е годы были временем бурных, во многом спонтанных и стихийных преобразований. Российское общество, жаждавшее обновления, социальной справедливости, свободы и демократии, искало путей достижения этих целей, не имея ни опыта, ни достаточного понимания демократии, рынка, свободы, ответственности и других важнейших принципов демократического общественного устройства. Во всех областях преобразований преобладали эмоции и советский образ мышления, советская психология. Особенно губительными оказались вырвавшиеся из глубин сознания те свойства человеческого существа, которые были подавлены догмами марксизма-ленинизма, но не искоренены ими: эгоизм, жажда обогащения, воли, неподконтрольной ни ответственности, ни морали, ни закону.

Эти пороки оказались преобладающими, прежде всего, у той части общества, которая к моменту перестройки имела больше стартовых возможностей, чем у остальных россиян. Негативные качества номенклатурной «пены» выразились в грабительской приватизации, в обезземеливании крестьянства, в образовании клики сверхбогаты собственников, олигархов, которые довольно быстро заключили союз с властью и чиновничеством. Худшие черты советской действительности: бюрократизм, антидемократизм, игнорирование реальных потребностей народа в материальном благополучии и свободной жизни, – соединились с худшими чертами нарождающегося капитализма: алчностью, коррупцией, эгоизмом и безнравственностью. В результате Россия оказалась во власти олигархических и авторитарно-бюрократических элит. Она стала страной, глубоко пораженной пороками коррупции, беззакония, тотальной лжи, лицемерия и цинизма.

Тектонические сдвиги произошли в системе ценностей. Позитивные черты советской системы ценностей: уважение к труду, к науке и просвещению, коллективизм, солидарность и др. – были сметены жестокими законами первоначального накопления капитала и алчностью тех социальных групп, которые оказались у власти, собственности и «денежных потоков». Слабая надежда российской интеллигенции на «покаяние» и очистительную «духовную» миссию религии в России, особенно РПЦ быстро рассеялась. Церкви «традиционных религий» стали быстро обогащаться и искать покровительства у государства. Ничего нового не произошло: как и прежде религия стала служить сильным мира сего и «окормлять» народ во имя его послушания и покорности.

Направление исторических сдвигов в России последней четверти века со все большей очевидностью указывает на тупиковый вектор ее динамики, на ее углубляющуюся изоляцию от мировой цивилизации, от научного, экономического, социального и нравственного прогресса. Противоречия и трудности олигархического и авторитарно-бюрократического государства растут, и они будут расти как снежный ком. Крушение сложившейся социально-экономической, политической и государственной системы неизбежно. Между тем, сколь ни трудно это понять как верхам, так и низам России, наша страна исторически, экономически и культурно неотрывно связана с европейской цивилизацией и ее судьбой. И потому уже сегодня нам нужно думать о возрождении России, ее возвращении к нормальному цивилизованному развитию.

Одной из опор современного демократического общество являются институты светского государства и светские ценности. Неотъемлемой частью светского мировоззрение является гуманизм – самое прогрессивное и динамичное мировоззрение современности.

1.Что такое светский гуманизм

Человечность, гуманность – извечная черта любого цивилизованного общества. Присуща она и российскому народу. Более всего гуманность выражена в повседневной жизни и общении людей, в достижениях культуры. Великая русская культура – уникальное явление мирового гуманизма. Она – самая большая ценность России, живой источник надежды, мужества и любви, позволявший людям преодолевать самые тяжкие испытания на своем историческом пути.

Принципы и ценности гуманизма являются неотъемлемой частью общественного самосознания, всех институтов демократического общества – его экономики и права, нравственности и системы социальных гарантий, государственного устройства, финансовой системы и трудовых отношений… Гуманистическое мировоззрение в концентрированной форме отражает образ мира, принципы мышления и психологию человека современного демократического общества.

Гуманизм — это демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и образ своей жизни.

Гуманизм — это мировоззрение, в центре которого человек как высшая и приоритетная по отношению к себе ценность, но относительная и равноправная в ряду других фундаментальных ценностей: природы, животного мира и общества.

Главными составными частями светского гуманистического мировоззрения являются:

- научное мировоззрение и научная картина мира;

- критическое мышление и здравый смысл в качестве заслона лженауке, паранормальным верованиям и всякого рода шарлатанству;

- общечеловеческие нравственные, гражданские, правовые, общедемократические и экологические ценности;

- секуляризм как принцип отделения церкви от государства и школы;

- свободомыслие в различных его формах: научный скептицизм, агностицизм, рационализм, индифферентизм, атеизм, нон-теизм и др.

Фундаментальными чертами современного гуманизма являются:

- этичность гуманизма. Он утверждает ценность, достоинство и автономию личности, право каждого человеческого существа на максимально возможную свободу, совместимую с правами других людей. Гуманисты считают своим долгом заботиться обо всем человечестве, включая будущие поколения. Моральность является внутренне присущей чертой человеческой природы и основана на понимании других людей и учете их интересов.

- рациональность, разумность гуманизм. Он использует науку для созидания, а не для разрушения. Гуманисты верят, что решение проблем этого мира лежит в сфере человеческой мысли и творчества, а не в компетенции божественной воли. Гуманизм призывает к применению методов свободного научного исследования для решения проблем человеческого благополучия. Гуманисты считают, что использование науки и технологий должно соотноситься с общечеловеческими ценностями. Наука не самоцель, а важнейших инструмент улучшения условий человеческого существования.

- демократичность гуманизма. Он поддерживает демократию и права человека и направлен на максимально возможное развитие каждого человека; он рассматривает демократию и человеческое развитие как право. Принципы демократии и прав человека не ограничены сферой государственного управления и могут применяться в сфере различных человеческих отношений.

- социальная ответственность гуманизма. Он настаивает на том, что личная свобода должна сопровождаться социальной ответственностью. Гуманизм стремится строить мир на основе идей свободного человека, ответственного перед обществом. Гуманизм признает нашу зависимость от природы и нашу ответственность перед ней. Гуманизм не догматичен, он не навязывает своим последователям никакого кредо. Гуманисты привержены образованию, свободному от индоктринации.

- свободомыслие гуманизма. Он является откликом на широко распространенный запрос на альтернативу догматической религии. Крупные мировые религии утверждают, что они основаны на откровениях, верных на все времена, и пытаются навязать свою картину мира всему человечеству. Гуманизм признает, что надежное понимание мира и самих себя рождается в длительном процессе наблюдения, исследования и уточнения добытого знания. Человек может быть счастливым и вести полнокровную жизнь без помощи какой-либо религии или идеологии.

- открытость гуманизма прекрасному. Он признает ценность художественного творчества и воображения. Он признает возвышающую и вдохновляющую силу искусства. Гуманизм высоко оценивает значение литературы, музыки, визуальных и драматических искусств для личного развития и реализации.

- практичность гуманизма. Гуманизм - это жизненная позиция, направленная на максимально возможное самовыражение и реализацию личности посредством стремления к нравственной и творческой жизни. Он предлагает этические и рациональные средства для ответа на вызовы времени. Гуманизм может быть образом жизни любого человека независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, социального положения и др.

2. Российское гуманистическое общество

В процессе формирования гражданского общества в России возникло много добровольных организаций гуманитарного и благотворительного характера. Их деятельность глубоко гуманна и плодотворна. С 1995 г. в России существует Межрегиональное общественное объединение содействия развитию гуманизма «Российское гуманистическое общество» (до 2001 г. – Русское гуманистическое общество). В Уставе этой просветительской организации говорится, что РГО содействует «развитию гуманизма, в том числе разработке, распространению и утверждению в российском обществе идей светского, гражданского гуманизма, свободомыслия»; способствует «изучению принципов научно-атеистического и других форм нерелигиозного мировоззрения (скептицизма, агностицизма, индифферентизма по отношению к религии)». Члены РГО подготовили ряд научных исследований о гуманизме, которые были опубликованы в России; с 1996 по 2013 г. издавались журнал «Здравый смысл» (http://razumru.ru/humanism/journal/numbers.htm), сборники статей, альманахи, посвященные теории и практики гуманизма в России и за рубежом (http://www.humanism.ru/izdatelstvo.htm). За прошедший период РГО провело ряд крупных международных симпозиумов и конференций, летних школ и семинаров, способствующих продвижению в общественное сознание идей светского гуманизма.

3. Российские гуманисты и гуманисты мира

Гуманизм – это планетарное мировоззрение, одним из идеалов которого является планетарная этика и формирование планетарного гуманистического движения. Последние три четверти века ознаменовались крупными достижениями в становлении международного сообщества гуманистов. Рубежное значение имел Мировой конгресс гуманистов в 1952 г. (Амстердам, Нидерланды) на котором был создан Международный гуманистический и этический союз (МГЭС), ставший крупнейшей сегодня организацией светских гуманистов. По данным на 2011 г. в МГЭС входят 117 гуманистических, атеистических, этических и скептических организаций из 38 стран. Среди членов МГЭС две российских организации – Российское гуманистическое общество и общественный фонд «Здравомыслие». РГО поддерживает тесные связи с гуманистическими организации Словакии, Хорватии, Норвегии, Англии, Германии, Нидерландов, США и других стран. Идейные связи российских гуманистов с их единомышленниками за рубежом основаны на единстве в понимании основополагающих документов международного движения гуманистов: «Гуманистический манифест I» (1933), «Гуманистический манифест II» (1973), «Декларация светского гуманизма» (1980), «Декларация взаимной зависимости: Новая глобальная этика» (1988), «Гуманистический манифест 2000: Призыв к новому планетарному гуманизму», «Амстердамская декларация 2002», «Гуманистический манифест III» (2003), «Декларация неогуманизма» (2010), «Оксфордская декларация свободы мысли и самовыражения» (2014).

4. Принципы, которые утверждают гуманисты России

Вызовы, которые Россия встречает сегодня, связаны с кризисным положением во всех областях жизни страны: экономической, социальной, культурной. Их преодоление возможно только на путях демократии, либерализации экономических отношений, защиты прав человека, свободы слова и самовыражения, социальной справедливости, научного и гуманистического просвещения, светского воспитания и образования, всемерной поддержки науки и культуры.

Мы, российские гуманисты, желая морального и экономического возрождения России, ее прогресса и процветания, выступая за достоинство и свободу ее граждан, заявляем.

Мы – сторонники научного мировоззрения, в котором нет места ни религиозным мифам и догмам, ни паранормальным верованиям.

Мы за широкое сотрудничество с религиозными гуманистами и секуляристами, когда те выступают за светское государство, против лженауки, авторитаризма, национализма, шовинизма и ксенофобии, за сохранение природы. Мы осуждаем репрессии, проводившиеся СССР против церкви и верующих всех конфессий, также как и деятельность Союза воинствующих безбожников.

Мы – сторонники общечеловеческих нравственных норм. Мы против нравственной вседозволенности, эгоизма, высокомерия, цинизма, нигилизма, экстремизма и анархизма.

Мы полагаем, что мораль не требует сверхъестественного обоснования и мистических откровений, поскольку является результатом обобщения человечеством своего исторического опыта, закрепления в традициях общежития этических норм, способствующих выживанию и благоденствию людей.

Мы за толерантность, но против толерантности к нетолерантным культурам, репрессивным религиям и идеологиям.

Мы практикуем и пропагандируем критическое мышление, здравый смысл и рациональное отношение к действительности.

Мы считаем астрологию, магию, колдовство, экстрасенсорику и другие паранормальные убеждения проявлением человеческой слабости, невежества и мошенничества.

Мы поддерживаем политические и гражданские акции с общедемократическими требованиями и приветствуем участие гуманистов в политических партиях, деятельность которых не противоречит Конституции РФ и данному манифесту. Гуманизм открыт всем политическим партиям, но ни одна из них не имеет права на монополизацию гуманистической идеи.

Мы отрицаем авторитарную, монархическую, теократическую, этнократическую и иные недемократические формы правления. Мы осуждаем все формы тоталитаризма, в том числе его советский вариант.

Мы – сторонники свободы слова. Мы против ограничения свободы слова со стороны государства ссылками на чувства верующих, на экстремизм, на разжигание национальной, религиозной, социальной и т.д. розни. Мы за отмену 282 ст. УК РФ.

Мы против вмешательства любых религиозных организаций в дела государства. Мы за светский характер образования и против вероучительных дисциплин в государственных учебных заведениях. Мы против преподавания креационизма в школах как дисциплины, альтернативной эволюционному учению.

Мы осуждаем все виды этнического национализма, в том числе русского национализма. Мы отвергаем идеи избранничества и мессианизма, особого пути какого-либо народа, в том числе идею «особого русского пути».

Мы за объединение всех народов и государств в единую общечеловеческую семью, за усиление роли международных организаций, за ослабление, и, в конечном счёте, уничтожение всяких границ между государствами и народами.

Мы – сторонники рационального природопользования, сохранения экологического баланса и биологического разнообразия на планете Земля.

Мы против всех норм и традиций, обосновывающих мужское доминирование и подчинённое положение женщин. Мы за гендерное равноправие. Мы полагаем, что проблема абортов должна быть перенесена из сферы государственного регулирования в сферу нравственности и личной ответственности людей.

Мы против смертной казни.

Мы за право на эвтаназию при достаточной научной информированности человека о состоянии его здоровья и вероятности выздоровления.

Те, кто поставил свое имя под Манифестом российских гуманистов, не обязательно согласны с каждым его положением. Однако мы принимаем его основные принципы и приветствуем публикацию этот документ, чтобы способствовать общему конструктивному диалогу о важнейших ценностях современной России. Мы призываем мужчин и женщин, представляющих другие культурные традиции, присоединяться к нам и вместе работать над созиданием гуманной России, России лучшего будущего.