Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Международное гуманистическое движение

Мировое гуманистическое движение: общая экспозиция

 
Гуманизм (от латинского humanus – человеческий, человечный) – это мировоззрение, которое провозглашает ценность человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей, на свободное и ответственное участие в жизни мира и общества.
 
Идеи гуманизма разделяли и разделяют многие люди. Это делает гуманизм не только мировоззрение отдельного человека, но и  общественным явлением.
 
Первые ростки гуманизма ярче всего обнаружились в греко-римской культуре, особенно в Афинах (V в. до н. э.). В последующем гуманизм различным образом заявлял о себе в эпохи Возрождения и Просвещения, а также в XIX и ХХ веках. Социальный характер гуманизма позволяет дать ему еще одно определение. Гуманизм – это коллективное мировоззрение и культурно-историческая традиция, зародившаяся в древнегреческой цивилизации, развивавшаяся в последующие века и сохранившаяся в современной культуре как ее общечеловеческая основа.
 
Таким образом, гуманизм принимают и практикуют многие люди, тем самым превращая гуманизм в программу социальных преобразований, в моральную силу, в широкое и международное культурное движение.
 
Поскольку гуманизм как мировоззрение не связывает себя с определенной философской или иной системой идей, то исторически и теоретически  существует большое многообразие гуманистических течений и школ. Главные среди них – религиозный и светский (секулярный или гражданский) гуманизм.
 
Гуманизм носит как дескриптивный характер, предлагая людям определенную картину мира, так и прескрептивный (нормативный), предписывая человеку некоторые правила поведения. Теоретически, гуманист – это, прежде всего, доброжелательный, сознательный и ответственный человек, человек разумный и справедливый. Совершаемый личностью акт выбора своей человечности как основы своего мировоззрения означает не просто оценку ею хорошего в себе, но и принятие определенных обязательств перед самой собой.
 
Среди требований, которые светский гуманизм предъявляет человеку, различают: (1)  личностные (экзистенциальные или смысложизненные); (2) нравственные; (3) гражданские или правовые; (4) эстетические; (5) интеллектуальные; (6) экологические.
 
К первым относятся требования жить здоровой и осмысленной жизнью, ко вторым – соблюдать общепринятые нормы морали, к третьим – следовать правовым нормам общежития, прежде всего, зафиксированным в справедливой  и демократически принятой конституции, к четвертым – воспитывать эстетический вкус, умение отличать прекрасное от безобразного, к пятым – культивировать ценности разума, познания, критического мышления, к шестым – соблюдать экологическую этику, направленную на сбережение и оздоровление окружающей среды.
 
Изначально духу гуманизма было присуще уважение к разуму, познавательным, нравственным и гражданским добродетелям. Поэтому он придает большое значение идее просвещения и самообразования. Это позволяет рассматривать гуманизма как систему знания, психологию и концепцию воспитания.
 
Современный светский гуманизм – это и система научных знаний, основными блоками которой являются антропологические, философские, психологические, юридические, экологические и педагогические знания. С методологической и содержательной точки зрения, нерелигиозный гуманизм базируется на научной картине мира (научном мировоззрении), общепринятых (простых) нравственных нормах, научном (методологическом или селективном) скептицизме, здравом смысле и новейших формах рациональности. В круг важнейших методологических принципов гуманизма входит принцип свободного критического исследования, включающий в себя не только базовые черты научного стиля мышления, но и идею распространения принципов и деятельности разума на все области природы, общества и человеческого поведения. Это предполагает недопустимость ограничений на научно-рациональное познание и экспериментальное исследование во всех областей культуры, включая этику, политику, религию, паранормальные верования, медицину. При этом такие исследования не должны противоречить законодательству и нарушать базовые этические принципы, принятые в данном сообществе.
 
Светский гуманизм не разделяет религиозные взгляды на природу человека и универсума, полагая, что ни разум, ни наука, ни сколько-нибудь достоверный опыт или эксперимент не обнаруживают реальностей трансцендентного (сверхъестественного) ни в человеке, ни в окружающей его действительности. Вместе с тем, светские гуманисты защищают принцип свободы совести и отделения церкви от государства и школы. Они выступают против политизации и идеологизации как религиозного, так и гуманистического мировоззрения, поскольку считают ошибочным или даже порочным превращение этих мировоззрений в орудия и средства борьбы за политическую и/или духовную власть в обществе. Такая установка предопределяет наличие существенной правозащитной функции гуманизма как общественного движения и компоненты гражданского общества.
 
Сторонники этого мировоззрения связывают происхождение феномена гуманизма с закономерностями мирового космоэволюционного процесса, т.е. гуманизм – естественный результат мировой эволюции. Гуманизму присущи основные черты мирового развития: творческий и открытый характер, пробабилизм и вероятностность, природная сингулярность. Последнее означает то, что в силу единственности бытия мира имеются единые глубинные природные (онтологические) корни человеческого существа. Из этого, в частности, вытекает то, что природное равенство людей является решающим фактором их равенства друг по отношению к другу, фактором единства человеческого рода. Такого рода равенство составляет первую и исходную предпосылку гуманизма как общечеловеческого мировоззрения, уравнивающего всех людей Земли в их достоинстве, правах и свободах.
 
Гуманистическое мировоззрение чуждо любым телеологическим концепциям развития природы и общества. Ни Вселенная, ни мировое человечество, ни личность не заключают в себе ни божественного замысла, но какой-либо конкретной и заведомой цели (идеала) своей динамики. Мир, общество и человек – это открытые, свободные и вместе с тем внутренне детерминированные системы. Не признавая никаких конечных целей человеческого развития, гуманизм, вместе с тем, формулирует общие идеалы-регулятивы. Один – общественный: свободное, демократическое, разумно и справедливо устроенное общество; второй – личный: свободная, здоровая и творческая личность, обладающая максимумом возможностей, предоставляемых ей ее собственным телом, разумом, волей, способностями, собственностью, так же как и теми природными и социальными обстоятельствами, в которых она находится.
 
Согласно одному из гуманистических определений, человек – это единство физико-химических, физиологических, биологических, психических и мировоззренческих процессов, находящихся в тесной связи с общественными и природными процессами. В этой связи целевой программой гуманизма как процесса самосовершенствования является целостная здоровая личность. Она обладает или должна стремиться к тому чтобы обладать не только физическим, но и психическим, интеллектуальным, мировоззренческим (прежде всего нравственным), социальным (гармоничная социализация), ноосферным и экологическим здоровьем.
 
С предметно-содержательной точки зрения, гуманизм – это мировоззрение, в центр которого поставлена идея человека как высшей ценности в ряду всех мыслимых духовно-телесных ценностей. Личность в гуманизме определяется как исходная реальность, абсолютная по отношению к себе и относительная (одна из многих) в ряду всех остальных.
 
С точки зрения гуманизма, существует или должно существовать равноправие человека по отношению к другому человеку, природе, обществу и всем иным, известным или еще не известным ему реальностям и существам. То есть он отрицает бытие чего-то высшего, чем человек, будь то принцип, социум или, скажем, Бог.
 
В рамках гуманизма допускается возможность генезиса, эволюционного порождения, создания или творения личности, но отвергается редукция, т.е. сведение сущности человека к нечеловеческому и безличному: природе, обществу, потустороннему, небытию (ничто), неизвестности и т.д. Сущность человека – это сущность, обретаемая, созидаемая и реализуемая им самим в себе и в мире, в котором он рождается, живет и действует. Человек – это сотворение, существо, которое на завершающем этапе своего становления участвует в рождении себя как человека разумного, самосознающего, достойного и равноправного партнера себе подобных, общества и мира.
 
Светский гуманизм, таким образом, – это выработанное человеком и идущее от человека к человеку мирское, общегражданское мировоззрение, выражающее идею абсолютного достоинства личности, ее внешне относительные, но неуклонно прогрессирующие к абсолюту самостоятельность, самодостаточность и равноправие перед лицом общества и мира, известного и неизвестного в нем.
Психологически гуманизм – это современная форма жизнеориентации человека, которая включает в себя рациональность, критичность, скептицизм, эмпатию, стоицизм, терпимость, сдержанность, осмотрительность, оптимизм, жизнелюбие, свободу, мужество, надежду, фантазию и продуктивное воображение. Как стиль мышления гуманизм аффирмативен и позитивен, ему присуща уверенность в неограниченных возможностях самосовершенствования человека, в неисчерпаемости его эмоциональных, познавательных, адаптивных, преобразовательных и творческих способностей. 
 
Гуманизм – это мировоззрение без границ, поскольку не отталкивает от себя никого, кто сам не считает себя его противником, предполагает открытость, динамизм и развитие, возможность радикального пересмотра своих положений перед лицом изменений и новых перспектив человека и мира (принцип фаллибилизма).
 
Гуманистическое мировоззрение включает в себя требование признавать наличие или возможность антигуманного в личности, не игнорировать, а стремиться максимальным образом ограничивать силу и сферу влияния темной стороны человеческого естества. Притом гуманизм полон убежденности в способности людей все более успешно и надежно обуздывать свои негативные качества в ходе самосовершенствования человека и поступательного развития мировой цивилизации.
 
Гуманизм, как и всякое мировоззрение, рассматривается в качестве феномена, принципиально вторичного по отношению к человеку и людям, в том числе и гуманистам – группам или социальным слоям населения, фактически существующим в любом обществе. Гуманизм неотделим от самосознания реальных людей, отдающих себе  отчет в возможности недобросовестного использования идей гуманизма во вред человеку и потому критичных, стремящихся взять под контроль естественно присущую любой идее тенденцию к господству над живой личностью, подчинению ее своей власти.
 
Как социальное явление гуманизм – это стремление объединенных гуманистическим мировоззрением людей практиковать его принципы во благо всех и каждого, продвигаться к максимально возможной гуманизации отношений между человеком и человеком, человеком и обществом, человеком и государством, обществом и государством.
 
Гуманизм – это больше, чем только этическая доктрина, поскольку в нем ставится задача собрать воедино и систематизировать все области и формы проявления человечности человека. Это значит, что в рамках гуманистического проекта интегрируются и культивируются на уровне мировоззрения и образа жизни нравственные, гражданско-правовые, политические, социальные, национальные и глобальные, философские, эстетические, научные, жизнесмысловые, экологические и все иные человеческие ценности.
 
Гуманизм помогает прояснить диапазон и утвердить законное многообразие, плюрализм политических ценностей, от которых требует лишь признать общечеловеческие ценности в качестве своей общей основы. В диалоге, конкуренции и обмене политическими идеями в обществе гуманизм способен, готов выполнять и выполняет такие функции, как коммуникативная (функция сообщения или трансляции), интегративная (функция объединения), координирующая (функция согласования и организации) и согласительная (функция примирения, поиска компромисса и согласия).
 
Он предлагает всем легальным, не диктаторским и не экстремистским политическим партиям и движениям целостную, открытую и динамичную систему общеполитических и социальных ценностей, способных гуманизировать политические течения, институты и отношения.
 
Не являясь идеологией, гуманизм не является и не должен являться официальной государственной доктриной (если не считать такой «доктриной» права человека и гражданина), также как и какой-либо формой религии.
 
Гуманизм – это современный научно ориентированный скептицизм, который рекомендует трезво и критически относиться к так называемым паранормальным, экстрасенсорным, оккультным, магическим, спиритическим, ясновидческим, астрологическим, телекинетическим и т.п. явлениям. Правило гуманизма – необходимо независимое и объективное научное исследование заявлений о такого рода феноменах.
 
*      *      *
 
Поскольку гуманизм изначально рассматривался не как теория, а как мировоззрение, т.е. нечто неотделимое от личной и общественной жизни человека, то в культуре он всегда проявлялся как общественное явление, практика людей, разделяющих основные идеи этого взгляда на действительность. Тем не менее, вплоть до конца XIX века мировая культура не знала сколько-нибудь организованных форм выражения и практики гуманизма. Первые ростки будущих гуманистических организаций появились в Англии, США, Германии и других странах Запада на рубеже XIX – XX вв.
 
В широком, общественно-культурном смысле гуманизм со второй половины XIX в. был особенно тесно связан с англо-американским либерализмом и социализмом, немецкой социал-демократией, французской социалистической мыслью. Первые достаточно влиятельные формы организованного гуманизма стали возникать вокруг журнала «Freethinker» (с 1881 г. – Лондон), Всемирного союза свободомыслящих (World Union of Freethinkers – основан в Брюсселе в 1880 г.). Существенную роль в становлении гуманистического движения сыграли различные организации европейских свободомыслящих, рационалистов, скептиков и агностиков, пацифистов. Ему способствовали возникшие в это время организованные формы благотворительности, т.е. организаций типа Армии спасения или Красного креста, либеральные религиозно-этические общества, демократически и просветительски настроенные деятели культуры и науки.
 
Гуманистические установки были столь широко распространены в европейской культуре середины XIX – первой половины XX вв., как религиозной, так и скептической или атеистической, что невозможно выделить здесь каких-то лидеров или ведущих мыслителей. Ральф Эмерсон и Генри Торо, Оскар Уайльд и Бернард Шоу, Эрнст Геккель и Альберт Энштейн, Олдос Хаксли и Бертран Рассел, Марк Твен и Карел Чапек, Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм, Альберт Швейцер и Тейяр де Шарден, Корлисс Ламонт и Макс Шелер, Томас Манн и Габриель Марсель, Джон Дьюи и Джулиан Хаксли, Жан Пиаже и Карл Манхейм. К этим именам следует добавить теоретиков франкфуртской социлогической школы (Т. Адорно, М. Хоркхеймер) евромарксизма в Италии и Франции, философов «праксиса» в Югославии, гуманистически ориентированных польские мыслители (А. Шафф и др.), видных представители экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, А. Камю, К. Ясперс). Эти и многие другие выдающиеся деятели западной культуры продвигали идеи гуманизма в общественное сознание, превращали их в естественную подпочву мышления и поведения граждан своих стран и всего мира. Безусловно, более глубокому пониманию человека и гуманизма  способствовали многие выдающиеся деятели русской культуры, особенно Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.А. Бердяев, а во второй половине ХХ века и диссидентское правозащитное движение, творчество и деятельность таких выдающихся представителей отечественной культуры, как А.И. Солженицын и А.Д. Сахаров.
 
В целом прогресс гуманизма в Европе и США, Австралии и других странах был связан с прогрессом демократии, расширением и укреплением прав и свобод человека, с развитием антивоенного движения и организованных форм благотворительности.
 
Поиск социально значимых форм выражения гуманизма начался уже с начала ХХ века. Он был подстегнут ужасами первой мировой войны, заставившей человечество задуматься над выработкой хотя бы каких-то относительно гуманных правил международных отношений. Лига Наций была первым, хотя и неудачным, опытом оформить некоторые базовые принципы гуманизма, общечеловеческих правил общежития в виде международного права и международного института.
Крупнейшей вехой на пути осмысления и юридического признания основополагающих принципов светского гуманизма стала Всеобщая декларация прав человека, принятая на Генеральной Ассамблее Организации объединенных наций в 1948 году. Первые слова этого документа гласят: «Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира… Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека…»
 
Особо значимыми для гуманизма как мировоззрения являются статьи 18 и 19 Всеобщей декларации, в которых утверждаются принципы свободы убеждений:
 
«Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов…
 
Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».
 
Между тем уже после первой мировой войны гуманизм ищет свои собственные программные и организационные формы выражения. В 1933 году большая группа ученых и видных общественных деятелей Европы и США подписала «Гуманистический Манифест I», в котором говорилось о необходимости существенной ценностной переориентации общества на основе здравого смысла, принципов демократии и социально ориентированной экономической политики. В его пятнадцати пунктах утверждались идеи несотворенности Вселенной, естественного происхождения человека в результате эволюционного процесса, отвергался принцип дуализма души и тела; религия и в целом культура признавались продуктами социального развития человечества и его взаимодействия с природой. «…Природа универсума, как она представляется современной науке, – отмечалось в этом документе, – не дает какого бы то ни было сверхъестественного или космического обоснования человеческих ценностей» . «Гуманистический Манифест I» объявлял несостоятельным общество, ориентированное на прибыль, и ратовал за установление «социально ориентированного коллективного экономического порядка».
 
Характерно, что подписавшие Манифест были убеждены, что в современном обществе более не остается места теизму, традиционным церковным институтам, культам, обрядам и молитвам, вообще специфически религиозной деятельности. Вместе с тем отмечалось, что «религия должна сформулировать свои надежды и планы в свете научного духа и научной методологии». Это была, по существу, попытка предложить обществу гуманизм как светскую небогословскую религию, поэтому выдвинутые гуманистами положения были названы религиозным гуманизмом, в котором стирается различие между священным и мирским.
 
Спустя сорок лет, в 1973 году увидел свет «Гуманистический Манифест II» . Он отражал новые сдвиги и реальности мировой истории: распространение фашизма и его поражение во второй мировой войне, создание мирового социалистического лагеря, раскол мира на две противоборствующие системы, холодная война и гонка вооружений, создание Организации Объединенных Наций, ускоряющийся научно-технический прогресс, развитие демократий и укрепление движений за права человека на Западе на фоне улучшения материального благосостояния и качества жизни населения. Второй гуманистический манифест собрал подписи ученых и общественных деятелей как либеральной, так и социал-демократической ориентации. Он защищал права человека и демократические ценности, осуждал тоталитаризм, расизм, религиозные и классовые антагонизмы во всех их проявлениях. Манифест оставлял место и атеистическому, связанному с научным материализмом, гуманизму, и гуманизму либерально-религиозному, т.е. отрицающему традиционные религии, существование сверхъестественного и загробную жизнь и рассматривающему себя как выражение «искренней устремленности и духовного опыта», вдохновляющего на следование «высшим нравственным идеалам». Фактически на место религии ставились общечеловеческие нравственные нормы, этика, свободная от каких-либо теологических, политических и идеологических санкций. Центральной гуманистической ценностью было признано достоинство личности, свобода которой согласована с ответственностью перед обществом. Кроме того, манифест отстаивал ценности демократии, мира, международной безопасности и сотрудничества.
 
В 80-е гг. международное гуманистическое движение уточнило и дополнило свою мировоззренческую платформу «Декларацией светского гуманизма» (1980) и «Декларацией взаимной зависимости» (1988). В первой из них подчеркивалось принципиальное различие между религией и светским гуманизмом, что отражало общую тенденцию преобладающего большинства гуманистических организаций (коих к этому времени на всех континентах планеты насчитывалось сотни) утвердить самостоятельный философский, нравственный и гражданский статус гуманизма. Представители этого направления отстаивали тезис о том, что светский гуманизм представляет собой комплекс моральных и научных ценностей, которые не могут быть приравнены к религиозной вере.
 
Принятая на Всемирном гуманистическом конгрессе в Буффало (США) «Декларация взаимной зависимости» имела целью дополнить «Всеобщую декларацию прав человека» кодексом взаимных нравственных, юридических и гражданских обязательств личности и общества в свете глобализации человеческих отношений.
 
Последние десятилетия уходящего столетия были не менее динамичными, чем все предшествующие: рухнул коммунизм в СССР и странах Восточной Европы, прекратилось противостояние военных блоков, процессы демократизации получили новый импульс, ускорилась глобализация мировой экономики, сохранялись темпы научно-технического прогресса, произошли важные изменения в области массовой коммуникации, породившие всемирные информационно-кибернетические экономические, финансовые, торговые и культурные реальности. Эти и другие глубокие перемены вызвали потребность в новой интегративной оценке современной жизни и перспектив мирового сообщества с точки зрения гуманистического мировоззрения. Такая оценка и была дана в документе, получившем название «Гуманистический манифест 2000: призыв к новому планетарному гуманизму».
 
К концу ХХ века гуманизм как общественное явление превратился в высоко значимый элемент гражданского общества практически всех демократических стран мира, он стал глобальным феноменом человечества, выражающим волю людей к достойной жизни и решимость мужественно встречать и отвечать на вызовы будущего.
 
Среди множества организаций гуманистов особое место принадлежит Международному гуманистическому и этическому союзу (International Humanist and Ethical Union), основанному в 1952 г. в Амстердаме, объединяющему сегодня национальные движения гуманистов более 37 стран и имеющего более ста ассоциированных членов , а также Международной академии гуманизма (International Academy of Humanism), вокруг которой складываются Центры исследований (Center for Inquiry), в рамках которых ведется научно-исследовательская, педагогическая, просветительская и издательская работа современных гуманистов. По данным бюллетеня Международного гуманистического и этического союза «Интернейшнл Хьюманист Ньюс» в различных странах к концу ХХ века издавалось около восьмидесяти журналов гуманистического характера. Крупнейшим издательским центром, публикующим гуманистическую литературу, остается на сегодня Прометеус Букс (Буффало, США), основанный президентом Международной академии гуманизма профессором Полом Куртцем.
 
* * *
 
В СССР в 70 – 80-е годы большую роль в распространении гуманистических идей играло общество «Знание». Несмотря на жесткую политизацию просвещения со стороны идеологического отдела ЦК КПСС, десятки тысяч ученых, учителей, культурных работников вели масштабную просветительскую работу, моральной основой которой были не только (и даже не столько) специфические партийные императивы и принципы особого, пролетарского или социалистического гуманизма, сколько – фактически – общечеловеческие нравственные ценности. Впечатляющей была и издательская деятельность этого общества, выпускавшего брошюры по вопросам гуманистического мировоззрения и воспитания сотнями тысяч экземпляров.
 
В это же время предпринимались усилия создать специализированные социальные институты, пропагандирующие ценности и идеалы свободомыслия, гуманизма, научного мировоззрения и светской культуры. Обычно они исходили от трезво мыслящих ученых, философов, этиков и религиоведов, отдававших себе отчет в том, что научно-гуманистическое мировоззрение и свободомыслие, находящееся в услужении идеологического отдела ЦК и Комитета по делам религии и церкви (фактически филиала КГБ), – это не более чем карикатура на свободно провозглашаемые и выражаемые ценности, как и на признание естественности нравственных норм. Однако все эти усилия наталкивались на стену подозрения, и дело заканчивалось ничем.
 
В новейшей истории гуманизма в России особая роль принадлежит М.С. Горбачеву. Он и его ближайшие единомышленники, А.Н. Яковлев и И.Т. Фролов, впервые в отечественной культуре столь широко и настойчиво стали пропагандировать принципы гуманизма в качестве общечеловеческих ценностей, отдавая им безусловный приоритет в области мировоззрения и духовной жизни общества. К сожалению, их просветительская деятельность не привела к сколько-нибудь глубокой укорененности идей гуманизма в общественном сознании, но, к счастью, эта же самая просветительская работа послужила мощным (до сих пор не осмысленным и по достоинству не оцененным) амортизатором в ходе движения страны от старого к новому. Она помогла предотвратить возможность гражданской войны, массового насилия и выплеска негативных эмоций, мести, ненависти и многого из того, что копилось на темной стороне души россиян на протяжении многих десятилетий, если не веков, тоталитаризма в нашей стране.  (Пример того, как болезненно и кроваво может происходить распад «реального социализма» дала нам «малая социалистическая империя», Югославия, заплатившая сотни тысяч жизней за переход от авторитарного социализма к отнюдь не идеальному капитализму.)
 
Только в середине 90-х гг. как реакция на стремительную деморализацию общества и деградацию культуры, криминализацию, экспансию религии в систему образования, политику и государственные структуры, на угрозу подрыва светскости государства, а также на беспрецедентное распространение предрассудков, суеверий, паранормальных верований и лженаучных идей, ученые ряда московских вузов и Академии наук создали добровольное межрегиональное объединение «Российское гуманистическое общество», начали издавать журнал «Здравый смысл», организовывать научные семинары и международные конференции, разрабатывать учебные и научные программы, в основу которых были положены ценности разума и критического мышления, научная картина мира, свободомыслие, этика человечности, гуманистическая философия и психология.
 
Эта инициатива дала возможность современным российским гуманистам, скептикам, рационалистам, агностикам, индифферентистам, атеистам и свободомыслящим войти в круг идей и организаций международного гуманистического движения. Исторически сложилось так, что не только рядовые граждане нашей страны, но и российская интеллигенция оказались практически не знакомы с этой важной стороной жизни современной мировой культуры. Не вдаваясь в объяснение причин нашего невежества в этой области, можно лишь указать на такие особенности этого мировоззрения, обусловившего его маргинальность в сознании и психологии большинства россиян, как некоммерческий характер гуманистических ценностей, их ориентированность на здравый смысл, чуждость гуманизма всякой эксцентричности, высокий уровень самодисциплины, самостоятельности, свободы, нравственной, правовой и гражданской ответственности. Это образ мышления и жизни действительно зрелого, серьезного, естественно демократичного и в целом уравновешенного человека, в конечном счете, оптимистичного, уверенного в прогрессе науки и разума, в способности людей справиться с теми конкретными и глобальными вызовами, которые они встречают на своем жизненном пути.
 
Стабилизация общественной жизни позволяет надеяться на дальнейшее распространение идей гуманизма в российской культуре, на ассимиляцию общественным сознанием норм и ценностей правового демократического государства, открытого и зрелого гражданского общества. Благотворный мировоззренческий эффект интеграции России и Запада должен проявиться в первую очередь во все большем признании приоритета общечеловеческих нравственных, юридических, гражданских, экологических и политических норм жизни, приоритета прав и свобод человека, т.е. тех ценностей, которые составляют стержень современного планетарного гуманизма.
 
© В.А. Кувакин, 2009
 
Литература
 
Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А. Основы современного гуманизма. М.: Российское гуманистическое общество, 2002.
«Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов». Продолжающееся издание с 1996 г.
Возможность невозможного: Планетарный гуманизм для России и мира. Материалы международной научной конференции. Сост. и ред. В.А. Кувакин. – М.: Российское гуманистическое общество, 2001.
Гивишвили Г.В. Феномен гуманизма. – М.: Российское гуманистическое общество, 2001.
Гуманизм и культура: Век ХХ. / Сб. научн. трудов. – Тверь, 1993.
Гуманизм и личность / Сб. научн. трудов. – Коломна, 1992.
Гуманизм на рубеже тысячелетий: Идея, судьба, перспектива // Редколлегия Б.Н. Бессонов, Т.Г. Богатырев, В.Н. Шевченко. – М.: «Гнозис», 1997.
Девина И.В. Гуманизм и свободомыслие: Научн.-аналитический обзор./ М.: ИНИОН, 1996.
Круглов А.Г. Словарь. Психология и характерология понятий [гуманитарной культуры]. В 5 тт., М.: Академический Проект, 1994-2008.
Кувакин В.А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека. (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). – СПб. «Алетейя», М.: «Логос», 1998.
Кувакин В.А. Не дай себя обмануть. Введение в практическое мышление. М.: Академический Проект, 2007.
Кудишина А.А. Гуманизм – феномен современной культуры. М.: Академический Проект, 2005.
Куртц П. Искушение потусторонним. – М.: Академический Проект, 1999.
Куртц П. Запретный плод: Этика гуманизма. – Изд. 2, исправленное –  М.: Российское гуманистическое общество, 2002.
Куртц П. Мужество стать: Добродетели гуманизма. – М.: Российское гуманистическое общество, 2000.
Куртц П. Новый скептицизм. М.: Наука, 2005.
Куртц П. Утверждения. Жизнь, полная радости и творчества. М.: Российское гуманистическое общество, 2005.
Наука и здравый смысл в России: Кризис или новые возможности? Материалы международной конференции гуманистов. Сост. и общая ред. В.А. Кувакин, П. Хеар, А.В. Разин. – М.: РГО, 1998.
Наука и гуманизм – планетарные ценности третьего тысячелетия. Тезисы международной научной конференции. Сост. и ред. В.А. Кувакин. – М.: РГО, 2000.
Антропология и онтология гуманизма. Владимир, 2007.
Поругание разума: Экспансия иррационализма в культуру. Тезисы к международному симпозиуму «Наука, антинаука и паранормальные верования». Сост. и ред. В.А. Кувакин . – М.: РГО, 2001.
Современный гуманизм: Документы и исследования. Общая редакция: А.Г. Круглов, В.А. Кувакин. – М.: Российское гуманистическое общество, 2000.
Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. – М., 1989.