Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Лекция 6. Итоговые характеристики

Гуманистическая педагогика способствует выработке человеком установки на целенаправленное воплощение в реальность личного и одновременно общественно значимого смысложизненного проекта. Отсюда ее настойчивое желание как можно более четко очертить круг тех ценностей, которые образуют полноценную личность и утверждают здоровый дух в обществе. Вкратце их можно выразить следующим образом.

Понимание природы и возможностей человека в его отношениях к самому себе, миру и обществу. Понимание сущности знания и механизмов его связи с мировоззрением человека.

Гуманизация образования – один из основных факторов гуманизации общества в целом, так как через систему образования – этот фундаментальный знаниевый процесс – идет процесс социализации человека. Это тот главный исток, из которого становящаяся личность черпает традиционные и инновационные ценности культуры, на основе которых складывается ее мировоззрение. Именно через образование человек в основном усваивает нормы, правила и ценности общества, в котором живет, в том числе и гуманистические ценности. Вместе с тем знания – необходимый информационный ресурс для самопознания и конституирования личностью самой себя, т.е. знание – одна из предпосылок рождения личности.

Гуманистическая педагогика не предполагает никаких возрастных ограничений для процесса формирования ценностных приоритетов личности. Развитие интеллекта, выработка мировоззрения отнюдь не ограничиваются периодом детства. В широком смысле непрерывное образование – предпосылка достойного ответа на вызовы стремительно изменяющейся жизни. Педагоги призваны помочь людям осознать, что их мировоззрение способно и, скорее всего, должно меняться и развиваться.

Отсюда вытекает следующая стратегема – понимание назначения человека или его призвания.

Гуманистическая педагогика полагает, что в центре современной системы ценностных координат должен находиться человек свободный, ответственный, разумно, творчески и нравственно относящийся к своей жизни, к труду, к культуре и ее ценностям. Это человек, умеющий делать разумный выбор в ситуациях нравственных, правовых, гражданских, политических, экологических, межличностных или просто бытовых коллизий.

Суммируя все сказанное, мы можем теперь сказать, что гуманистическая педагогика
– это субъект-субъектная педагогика, т.е. педагогика уважительных равноправных отношений между личностью и личностью во имя становления человечного человека;
– это педагогика не водительства, а сопровождения, такая, когда воспитатель лишь поддерживает человека на его пути от общества к самому себе, а от самого себя к обществу. Пути, осуществляемому в свободных актах воспитуемого: актах рефлексии (самопознания), самоиндентификации (опознания, узнавания и тем самым первичного прояснения человеком самого себя), принятия самого себя, самоопределения, самоактуализации, самореализации и самотрансцендирования, означающего как можно более полную самоотдачу личности справедливым нуждам социума, высшую степень психологической, моральной и гражданско-правовой ее социализации;
– это инструментальная педагогика, т.е. педагогика, обучающая человека «технологиям», методам и способам его свободного становления, совершенствования;
– это педагогика человечности, поскольку она исключает насилие над природой человека, опирается на его собственные позитивные ресурсы и, прежде всего, на естественно присущую ему гуманность;
– это педагогика гражданского достоинства, поскольку она помогает личности осознать ее значимость как полноценного члена общества, осмыслить непреходящие ценности национального и мирового гражданства и единство человеческого рода;
– это педагогика метамировоззренческих ценностей, поскольку она исповедует приоритет первичных и фундаментальных ценностей: свободы, разума, ответственности и порядочности, оптимизма, мужества, терпимости и доброжелательности, составляющих основу любого позитивного мировоззрения и преодолевающих всякие границы, разделяющие людей по признакам пола, расы, национальности, возраста, социального положения, политических, религиозных и иных идеологических и мировоззренческих различий;
– это педагогика смысла, ибо она помогает человеку жить осмысленной жизнью, предлагая ему программу смыслостроительства, смыслодостижения, вместе с адекватными этой задаче инструментами, методами и основополагающими ценностями – с тем, чтобы он обрел возможность и волю жить максимально полной, богатой и счастливой жизнью.

Вопросы к лекции

1. Каковы основные характеристики гуманистической педагогики?
2. В чем состоит проективность гуманистической педагогики?
3. Почему так важна для России гуманизация образования?

Вопросы для размышления

Каковы перспективы гуманистической педагогики в России?
Какова возможная моральная и социальная цена отказа России от светской и гуманистически ориентированной педагогики?

© А.А. Кудишина, 2006