Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Гуманизм русской философии и культуры: история и современность

Программа дисциплины

ГУМАНИЗМ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЫ:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Объем курса – 54 часа: 18 лекций, 9 практических занятий
I. Организационно-методическое введение
1. Цель курса. Ознакомить обучающихся с мало освещенной в отечественной историографии гуманистической – как светской, так и религиозной – традицией в русской философии и культуре, расширить их представления о богатстве духовного наследия России.
2. Задачи курса. Помочь слушателям идентифицировать проблематику гуманизма в русской культуре как стационарную, но вместе с тем динамичную и постоянно модернизирующуюся; обеспечить их понятийным и методологическим инструментарием выделения соответствующей тематики из философских и литературно-художественных первоисточников; научить соединять историко-философский и историко-культурологический методы исследования; помочь выработать адекватную оценку значимости гуманистической традиции в отечественной культуре и ее роль в современном российском обществе.
3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Роль курса в программе обучения существенна как в информационном, так и в воспитательном отношениях, поскольку наряду с получением знания мало известных аспектов русской философии и культуры обучающийся знакомится с гуманистической системой ценностей и их местом в жизни общества и гражданина. Изучение этой стороны философии и культуры помогает глубже понять смысл этих явлений духовной жизни.
4. Требования к уровню освоения содержания курса. В ходе обучения вырабатывается осознанная система категорий анализа и интерпретации гуманистической традиции в отечественной философии и культуре. Кроме того, требования, предъявляемые к уровню освоения материала, связаны с умением различать предмет исследования в философских и литературно-художественных текстах, сравнивать решение изучаемых проблем у различных мыслителей и художников, углублять представления о тематике и содержании гуманистической традиции в России.
II. Содержание курса
Раздел I. Идеи гуманности и мирских ценностей в древней и средневековой культуре Руси.
Введение.
Тема 1. Гуманизм как система ценностей и мировоззрение.
Тема 2. Особенности бытования гуманистических ценностей на Руси. Гуманность как общая основа бытия и диалога языческой и религиозной систем ценностей.
Тема 3. Понятие о человеке и его добродетелях в культуре и философии Древней Руси и в эпоху русского средневековья.
Раздел II. Гуманизм эпохи русского Просвещения
Тема 1. Значение преобразований Петра Великого для развития светской культуры; возникновение новых мировоззренческих установок и их роль в развитии проблем гуманизма в культуре и философии века Русского Просвещения.
Тема 2. Проникновение идей гуманизма в философию, в экономическую, историческую, художественную и политическую мысль.
Тема 3. Гуманистическое наследие М.В. Ломоносова.
Тема 4. Гуманистическое наследие Н.А. Радищева.
Тема 5. Гуманистическое наследие декабристов.
Раздел III. Гуманистические традиции русской культуры XIX в.
Тема 1. Гуманизм А.С. Пушкина.
Тема 2. Гуманистические идеи ведущих течений русской мысли середины XIXвека: славянофильство, западничество, радикальный демократизм.
Тема 3. Гуманистическое наследие Ф.М. Достоевского.
Тема 4. Гуманистическое наследие Л.Н. Толстого.
Тема 5. В.Соловьев и проблемы гуманизма.
Раздел IV. Пути гуманизма в России XX- начала XXI в.
Тема 1. Сочетание ренессансных и декадентских установок в русской религиозной философии. Феномен богоискательства.
Тема 2. Тема революции и крушения гуманизма в русской мысли первой трети ХХ века.
Тема 3. Проблемы культурной революции и гуманизма в марксистской мысли в России довоенного периода.
Тема 4. Исследования проблемы гуманизма в советской философской науке.
Тема 5. Гуманистические исследования в России периода перестройки и реформ.
2. Темы и краткое содержание дисциплины
Раздел I. Идеи гуманности и мирских ценностей в древней и средневековой культуре Руси.
Тема 1. Общая интерпретация понятия «гуманизм»; основные этапы его развития в мировой культуре и современные концепции гуманизма.
Тема 2. Особенности географического, геополитического, этнографического и экономического положения Древней Руси, его влияние на формирование мировоззрения древних русичей. Языческие представления в Древней Руси как отражение народной культуры.
Тема 3. Влияние христианизации Киевской Руси на формирование базовых этических категорий и понимания основных человеческих добродетелей; феномен двоеверия; русские средневековые ереси и проявления в них идей свободомыслия, потребностей в социальной справедливости. Формирование светской культуры в допетровской Руси.
Раздел II. Гуманизм эпохи русского Просвещения
Тема 1. Бурный рост светской культуры в эпоху петровских преобразований. Возникновение новых, «протоинтеллигентских» социальных слоев в России; укрепление гражданского сознания и ценностей нерелигиозной сферы культуры.
Тема 2. Смена мировоззренческих парадигм и формирование деистической и научной картины мира; значение светских учебных заведений – Российской академии наук и Московского университета – для распространения идей просвещения и гуманизма. Труды и деятельность русских ученых и общественных деятелей и их значение для повышения уровня образованности общества (А.Р. Воронцов, Е.Р. Дашкова, Д.А. Голицын, П.И. и Н.И. Панины, Я.П. Козельский, Д.И. Фонвизин, Д.С. Аничков, А.П. Куницын, Н.И. Новиков и др.); распространение идей естественного права и общественного договора, значение этих концепций для разработки идей прав человека; утверждение ценностей светской культуры, идей науки, гражданственности и патриотизма, влияние идей просвещения на художественную культуру и развитие народного образования в России.
Тема 3. Роль трудов и научно-общественной деятельности М.В. Ломоносова для развития идей науки, просвещения и гуманизма.
Тема 4. Просветительское и гуманистическое содержание творчества Н.А. Радищева, влияние идей Радищева на радикализацию общественной мысли.
Тема 5. Декабризм как явление культуры, просветительское содержание социальных и политических проектов декабристов, влияние европейского Просвещения на воззрения декабристов.
Раздел III. Гуманистические традиции русской культуры XIX в.
Тема 1. Гуманистическое наследие А.С. Пушкина, его выдающаяся роль в модернизации и демократизации языка и литературы; ценности гуманности, любви, дружбы, гражданственности, патриотизма др. в творчестве Пушкина.
Тема 2. Гуманистический потенциал философских, общественных, антропологических, нравственных идей ведущих течений русской мысли: славянофильства, западничества, радикального демократизма; диверсификация русской мысли как признак ее богатства и многообразия; возникновение мировоззренческого диалога внутри отечественной культуры как признак ее зрелости.
Тема 3. Творчество Ф.М. Достоевского – прорыв в философской антропологии и психологии; этика Достоевского как презентация исключительной сложности и неисчерпаемости внутреннего мира человека; христианский гуманизм Достоевского, его глубокая внутренняя противоречивость как отражение сложности человеческого мира; сочетание национального и вселенского в мировоззрении Достоевского.
Тема 4. Религиозный гуманизм Л.Н. Толстого – смысловой стержень творчества великого русского мыслителя; разработка Толстым фундаментальных человеческих ценностей, мировое значение гуманистического наследия писателя.
Тема 5. Религиозная философия В.С. Соловьева как грандиозная попытка синтеза ценностей светской и религиозной культуры; оптимизм и этикоцентризм Соловьева, его устремления к всеединству как поиск общечеловеческой толерантности; разработка идей христианского гуманизма в рамках концепций богочеловечности, софиологии и всеединства.
Раздел IV. Пути гуманизма в России XX- начала XXI в.
Тема 1. Формирование нового религиозного сознания как альтернативы революционизму и «казенному православию»; либерально-консервативный характер проектов «новой духовности» и «нового гуманизма»; идеи гуманизма в философии Н. Бердяева, Д. Мережковского, С. Франка и др. деятелей Духовно-религиозного ренессанса; идеи Религии Духа и Третьего Завета как выражение попыток преодоления разрыва между светской и религиозной культурой и либеральной модернизации православия.
Тема 2. Идеи гуманизма и его кризиса в художественной культуре: М. Горький, Л. Андреев, А. Блок и др.
Тема 3. Идеи гуманизма в радикальной мысли в России конца XIX - начала XXв.; проблемы культуры и гуманизма в творчестве Г. Плеханова, творчество А. Луначарского, В. Базарова, П. Юшкевича и других богостроителей как отражение исканий фундаментальных ценностей с марксистской точки зрения; проблемы культурной революции в трудах В. Ленина.
Тема 4. Формирование марксистско-ленинской концепции гуманизма в советской философской науке; идеи пролетарского и социалистического гуманизма; разработка системы ценностей «строителя коммунизма»; изучение трудов раннего Маркса как ревизия марксистско-ленинской концепции гуманизма.
Тема 5. Обсуждение проблем общечеловеческих ценностей и «нового гуманизма» в советской и российской научной литературе 80-х - 90-х гг.; возникновение организованных форм гуманистических исследований; Российское философское общество и Российское гуманистическое общество и их роль в организации и проведении гуманистических исследований в современной России.
3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
К разделу I.
1. Исторические особенности формирования культуры и сознания Древней Руси.
2. Сочетание мирских, языческих и христианских ценностей в сознании и образе жизни древних русичей.
3. Влияние христианизации на формирование фундаментальных ценностей в культуре Древней Руси.
4. Представления о человеке и его добродетелях в древнерусской литературе.
5. Особенности религиозных форм гуманизма в древнерусской культуре.
К разделу II.
1. Значение петровских преобразований для утверждения принципов Просвещения в России.
2. Формирование системы светских ценностей в России в XVIII века.
3. Гуманистический смысл разработки идей естественного права и общественного договора в трудах русских просветителей XVIII века.
4. Гуманистический потенциал творчества Н.А. Радищева.
5. Идея единства науки, этики, искусства и ремесел в трудах М.В. Ломоносова; особенности гуманизма Ломоносова.
6. Социальна и политическая философия декабристов. Влияние на нее идей гуманизма европейского Просвещения.
К разделу III.
1. Гуманизм А. Пушкина.
2. Гуманистические мотивы в творчестве В. Белинского.
3. Разработка антропологической и аксиологической проблематики в трудах ранних славянофилов: А. Хомяков, И. Киреевский.
4. Идеи светской морали и добродетелей в творчестве Н. Чернышевского.
5. Проблемы религиозного гуманизма в философии В. Соловьева.
6. Антропологическая и этическая проблематика в философии русского народничества.
7. Разработка идей единства науки, разума, демократии и фундаментальных нравственных ценностей в русском естествознании конца XIX - начала XXв.: И. Сеченов, К. Тимирязев, В.И. Вернадский и др.
К разделу IV.
8. Идеи «нового гуманизма» в трудах Н. Бердяева. Идея богочеловечности как принцип христианского гуманизма.
9. С. Франк о кризисе гуманизма в ХХ веке и необходимости христианского гуманизма.
10. Г.В. Плеханов как историк русской культуры.
11. Богостроительство в России как поиск новой гуманности.
12. Проблемы морали и интеллигенции в трудах В. Ленина.
13. Идея культурной революции В. Ленина и ее аксиологический смысл.
14. Гуманистические исследования в советской философской науке.
15. Проблемы гуманизма в трудах И. Фролова.
16. Новейшие гуманистические исследования в России.
4. Примерная тематика рефератов и курсовых работ
1. Исторические особенности в развитии культуры Древней Руси и их отражение в специфике восприятия человечности и других фундаментальных добродетелей человека.
2. Н.А. Бердяев о «метапсихологии» русского национального характера.
3. Представления о человеческих добродетелях в древнерусском искусстве.
4. Становление и развитие светской культуры в эпоху Русского Просвещения.
5. Распространение в России теории естественного права и общественного договора и ее роль в укреплении врожденных фундаментальных этических и гражданских добродетелей.
6. Гуманизм А. Пушкина и его оценка в русской религиозной философии ХХ века.
7. М.В. Ломоносов о роли науки, разума и просвещенности в жизни общества.
8. В. Соловьев и его концепция морального и вселенского прогресса.
9. Новое религиозное сознание о синтезе светских и религиозных ценностей: Д. Мережковский и Н. Бердяев.
10. Русские религиозные философы о кризисе гуманизма и о новых основаниях гуманности: Н. Бердяев, С. Франк, С. Булгаков.
11. Гуманизм Льва Шестова.
12. Ленинская концепция культурной революции.
13. Проблемы гуманизма в трудах советских философов..
14. Разработка проблем общечеловеческих ценностей и «нового гуманизма» в трудах И. Фролова.
15. Разработка концепции «современного гуманизма» в трудах российских ученых.
5. Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу
1. Общие черты и особенности древнерусской культуры.
2. Представление о человеке и его добродетелях в культуре русского средневековья.
3. Значение петровских преобразований для изменения парадигмальных оснований русской культуры.
4. С. Франк о русском мировоззрении.
5. М. Ломоносов о русском народе, его истории и языке.
6. Идеи справедливости и человеческого достоинства в произведениях А. Радищева.
7. Представления славянофилов о русском национальном характере.
8. Труд И. Киреевского «О необходимости и возможности новых начал для философии».
9. Ф. Достоевский как христианский гуманист; сочетание и конфликт идей свободы и смирения, послушания и богоборчества, христианского социализма и монархизма.
10. Проблема «безосновности» человека в произведении Ф. Достоевского «Записки из подполья».
11. Ф. Достоевский как критик религиозных и светских утопий (про романам Ф. Достоевского «Братья Карамазовы» м «Бесы»).
12. Феноменология нерелигиозного сознания в творчестве Ф. Достоевского (по произведению «Подросток» и рассказу «Сон смешного человека»).
13. Гуманизм и этическое учение Л. Толстого.
14. Произведение С. Соловьева «Чтения о богочеловечестве». Его нравственный и культурологический смысл.
15. Гуманистический смысл воззрений И. Сеченова на воспитание и человеческую мораль (по работе «Учение о несвободе воли»).
16. Г. Плеханов как историк культуры и общественной мысли.
17. Учение Н. Бердяева о свободе и человеке.
18. Н. Бердяев о проблеме светской и религиозной сфер жизни (по работе «Новое религиозное сознание и общественность»).
19. Анализ Н. Бердяевым истории и судеб гуманизма (по работе «Пути гуманизма»)
20. Учение Н. Бердяева о человеке и богочеловечности.
21. Философия русской истории и культуры Н. Бердяева (по работе «Русская идея»).
22. Гуманистические мотивы в творчестве Л. Шестова.
23. Статья С. Франка «Достоевский и кризис гуманизма»
24. Проблемы синтеза культуры и религии в работах Д. Мережковского.
25. Концепция грядущего Хама Д. Мережковского.
26. В. Вернадский о единстве науки, морали и планетарных ценностей. Идея ноосферы и ее гуманистический смысл.
27. Идеи новой религии и культуры в богостроительской литературе (М. Горький, А. Луначарский, А. Богданов).
28. Ленинская концепция двух культур.
29. В. Ленин о русской интеллигенции и культуре.
30. Ленинская концепция культурной революции.
31. Статья В. Ленина «О значении воинствующего материализма».
32. Теория «пролеткульта» А. Богданова.
33. Концепция социалистического гуманизма в советской философской науке.
34. Дискуссии о соотношении классовых и общечеловеческих ценностей в советской философской литературе.
35. Работа И. Фролова «Новый гуманизм».
36. Разработка концепции «современного гуманизма» в новейших отечественных исследованиях.
III. Распределение часов курса по темам и видам работ
п/п
Наименование раздела и темы
ВСЕГО
(часов)
Аудиторные занятия
Самосто-ятельная
Работа
     
В том числе
 
     
Лекции
Семинары
 
 
Раздел I.
       
1
Введение. Гуманизм как система ценностей и мировоззрение
4
1
1
 
2
Ценностей человечности в культуре Древней Руси
2
1
   
3
Представления о человеке и его добродетелях в древнерусской культуре
4
1
1
 
 
Раздел II.
       
4
Реформы Петра Великого и их значение для российской культуры
2
1
   
5
Формирование и утверждение идей Просвещения в русской культуре
2
1
   
6
Идеи науки, разума и просвещения в трудах М. Ломоносова
4
1
1
 
7
Гуманистическое наследие А. Радищева
2
1
   
8
Декабризм как явление культуры
4
1
1
 
 
Раздел II.
       
9
Гуманизм А. Пушкина
4
1
1
 
10
Проблемы культуры и человеческих ценностей в ведущих течениях мысли середины XIXв.
2
1
   
11
Проблемы культуры и гуманизма в творчестве Ф. Достоевского
4
1
1
 
12
Гуманизм Л. Толстого
4
1
1
 
13
В. Соловьев и проблема христианского гуманизма
2
1
   
 
Раздел III.
       
14
Культурный прогресс и социальные противоречия в России на рубеже XIX-начала ХХ в.
2
1
   
15
Тема гуманизма и его крушения в произведениях мыслителей Духовного ренессанса
4
1
1
 
16
Марксистско-ленинская концепция гуманизма. В. Ленин о культуре и пролетарском гуманизме
2
1
   
17
Исследования проблем гуманизма в советской философии
2
     
18
Гуманистические исследования в современной России
4
1
1
 
IV. Форма итогового контроля
Экзамен
V. Учебно-методическое обеспечение курса
1. Рекомендательная литература (по всем разделам курса)
История русской философии: Учеб. для вузов. // Редкол.: М.А. Маслин и др. М.: Республика, 2001.
Русская философия: Словарь. // Под общ. ред. М.А. Маслина. М.: Республика, 1995.
Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., Наука, 1995.
Кувакин В.А. Мыслители России. Избранные лекции по истории русской философии. М., 2005.
Антология русской философии : В 3-х т.: Учеб. пособие для студентов вузов. СПб.: Сенсор, 2000.
Громов М.Н., Мильков В.В. Идейные течения древнерусской мысли. СПб.: РХГИ, 2001.
Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т., Л., 1991.
Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996.
Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991, 2000.
Пустарнаков В.Ф. Университетская философия в России: Идеи. Персоналии. Основные центры. СПб.: РХТИ, 2003.
Русская философия: А.И. Введенский, А.Ф. Лосев, Э.Л. Радлов, Г.Г Шпет. Очерки истории русской философии. Свердловск, 1991.
Сербиненко В.В. История русской философии ХIIХ веков. М., 1993.
История русской культуры IX - XXвв. Под ред. Л.В. Кошман, М.: Дрофа, 2004.
Долгов В.В. Краткий очерк истории русской культуры с древнейших времен до наших дней. /Отв. редактор В.В.Пузанов. Ижевск, 2001.
Петрухин В.Л. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI вв. М., 1995.
Поликарпов В.С. История нравов России: Восток или Запад. М., 1995. С.67-113 (83-89, 106-113), 395-421.
Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. Век X - XIII. (Сост. О.М. Рапов). М., 1990.
Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр.М.Забылиным.М.,1992.
Русское православие: вехи истории. М., 1987.
Рыбаков Б.А. Язычество древних славян.М.,1981.
Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси.М.,1988.
2. Рекомендательная литература по разделам.
Раздел I.
Андреева И.С. Что говорит нам сегодня русская философия? // Молодая гвардия. 1997. № 8. С. 194-216.
Андреева И.С. Подводя итоги. // Русская философия во второй половине ХХ века. М.: ИНИОН, 1999. Ч. 1. C. 5-26.
Барабанов Е.В. Русская философия и кризис идентичности. // Вопр. филос. 1991. № 8. С. 102-116.
Бессонов Б.Н. История русской философии: единство в многообразии. // Социал.-гуманит. знания. М., 2003. N 1. С. 68-79.
Банных В.Г. Национальные особенности русской философии ХХ в.// Русская философия ХХ века: национальные особенности, течения и школы, политические судьбы. Екатеринбург, 2000. С. 14-18.
Черноскутов Н.И. Тенденции реального гуманизма в русской философии ХХ в.//Там же. С. 211-217.
Бобнюхов А.А. Самобытность русской философии: анализ подходов.//Там же. С. 18-22.
Воронина Н.Н. Проблема повторения в русской философии ХХ в.// Там же. С. 32-34.
Возрождение русской религиозно-философской мысли. СПб., 1993.
Воробей Ю.Д. Философия русская — философия нравственная. // Российская государственность: тысячелетний опыт. М., 1999. С. 77-78.
Гидиринский В.И. Введение в русскую философию: Типологический аспект. М.: ТИД "Русское слово", 2003.
Жукоцкая З.Р. От теургии серебряного века к откровению современной России. // Вестн. Рос. филос. об-ва. М., 2003. N 1. С. 121-123.
Иванова И.И. О православном характере русской религиозной философии. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. М., 2003. N 1. С. 44-54.
Ивахненко Е.Н. Россия на «порогах»: Идейные конфронтации и «пороги» в течениях рус. религ.-филос. и полит. мысли (XI — нач. ХХ в.) : Ист.-филос. исслед. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 1999.
История русской философии: состояние и перспективы изучения. // Филос. науки, 1989, № 8. С. 61-99.
Кувакин В.А. История русской философии как область знания и учебная дисциплина. // Вест. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1989, № 2.
Кувакин В.А. Русская философия: из опыта изучения и понимания. // Русская философия: многообразие в единстве. Мат-лы VII Росс. симпозиума историков русской философии. М., 2000-2001. С. 114-116.
Маслин М.А. Русская философия как единство в многообразии. // Там же. С. 4-5.
Лишаев С.А. «Благообразие» как горизонт русской мысли. (К вопросу о предмете истории русской философии). // Там же. С. 130-133.
Грякалов А.А. Русская философия как событие. // Там же. С. 59-62.
Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. Курс лекций. М.: Аспент Пресс, 1999.
Проблемы изучения истории русской философии и культуры. // Вопр. филос. 1988, № 9. С. 92-161; 1994, № 1. С. 54-72.
Треушникова С.В., Треушников И.А. Замечания о специфике русской философии.// 4-я Нижегор. сессия молодых ученых: Гуманит. науки. Н. Новгород, 2000. Ч. 2. С. 33-36.
Хоружий С.С. Путем зерна: русская религиозная философия сегодня.//Вопросы философии,М., 1999. N 9. С. 139-147.
* * *
Антология мировой философии: в 4-х т. Т. 1, Ч. 2, М.,.1969.
Иларион. Слово о законе и благодати. // Идейно-философское наследие Илариона Киевского. Ч. 1. М.: ИФАН. 1986. С. 45-49. // Поляков Л.В. Философские идеи в культуре Древней Руси. М., 1988. С. 45-61. // Антология мировой философии: в 4-х т. М., 1969. Т. 1, Ч. 2. С. 694-708. // Златоструй: Древняя Русь Х-ХШ вв. М., 1990. С. 106-121 и др.
Владимир Мономах. Поучение. // Там же. С. 163-168.
Климент Смолятич. Послание к Фоме. // Там же. С. 180-193.
Слово Даниила Заточника. // Там же. С. 238-243.
Житие протопопа Аввакума (отрывки). // Изборник: Повести Древней Руси. Л., 1987. С. 357-383.
Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности. // Новый мир. 1988. № 7. С. 227-236; № 9. С. 210-220.
Введение христианства на Руси. М.: Мысль, 1987. Главы I, VII, IХ, Х. С. 8-20, 138-161, 188-240, 253-262.
Византия и Русь. М., 1989. Статьи В.В. Быкова и Н.В. Синицына.
Горский В.С. Философские идеи в культуре Киевской Руси ХI — начала ХII вв. Киев. 1988.
Златоструй: Древняя Русь Х-ХШ вв. М., 1990. С. 106-121 и др.
Громов М.Н., Мильков В.В. Идейные течения древнерусской мысли. СПб.: РХГИ, 2001.
Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль Х — XVII вв. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. С. 3-56.
Громов М.Н. Максим Грек. М.: Мысль, 1983.
Громов М.Н. Определение философии в древнерусской письменности. // Филос. и социол. мысль. Киев, 1989, № 1. С. 90-99.
Громов М.Н. О своеобразии русской средневековой философии. // Филос. науки. 1990, № 11. С. 47-53.
Ионайтис О.Б. Развитие традиций исихазма в русской философии конца ХХ в. // Русская философия ХХ века: национальные особенности, течения и школы, политические судьбы. Екатеринбург, 2000. С. 77-85.
Мильков В.В. Осмысление истории в Древней Руси. СПб.: Алетейя, 2000.
Поляков Л.В. Философские идеи в культуре Древней Руси. М.: Знание, 1988.
Сенчихина Ю.Б. Древнерусская философия: проблемы своеобразия. // Русская философия: многообразие в единстве. М., 2000-2001. С. 190-193.
Становление философской мысли Киевской Руси. М., 1984.
Сухов А.Д. Русская философия. Пути развития: Очерки теоретической истории. М., 1989. Главы 1-3.
Философские и богословские идеи в памятниках древнерусской мысли / РАН. Ин-т философии / Отв. ред. Громов М.Н., Мильков В.В.М.: Наука , 2000.
Хоружий С.С. Исихазм как пространство философии. // Вопр. филос. 1995. N 8. С. 80-94.
Шахов М.О. Философские аспекты староверия. М., 1997.
Шумихина Л.А. Генезис русской духовности. Екатеринбург, 1998.
Аверинцев С.С. Крещение Руси и путь русской культуры // Контекст. 1990. М., 1990.
Алпатов М.В. Искусство Древней Руси. Памятники XI - XVII вв. М., 1969.
Андрей Рублев и его эпоха // Сб. Ст. Под ред. Алпатова М.В. М., 1971.
Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XYII веков.М.,1993.
Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М., 1993.Горшкова В.
Забелин И.Е. Домашний быт русских царей. М., 1992.
Естественнонаучные знания в Древней Руси / Под ред. Р.А.Симонова. М., 1980.
Изборник: Сборник произведений Древней Руси.М.,1969.
История русской культуры в памятниках письменности. М., 1959.
Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М., 1992.
Кузаков В.К. Очерки развития естественнонаучных и технических представлений на Руси X - XVII вв. М., 1976.
Культура и общество древней Руси (X - XVII вв.). Сб. статей: Ч.1. М., 1988.
Культурное наследие древней Руси. Истоки. Становление. Традиции. Сб. статей. М., 1978.
Литература Древней Руси: Хрестоматия /Под ред. Д.С. Лихачева. М., 1990.
Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX-XYII веков.М.,1962.
Очерки русской культуры XVI в. Ч.1. М., 1977.
Очерки русской культуры XVI в. Ч.2. М., 1977 .
Панченко А.М. Русская культура в канун петровских преобразований. Л., 1984.
Раздел II.
Татищев В.Н. Разговор двух приятелей о пользе науки и училищах. // Татищев В.Н. Избр. произв. Л. 1979. С. 51-132.
Сковорода Г.С. Начальная дверь к христианскому добронравию. // Сковорода Г.С. Соч. в 2-х т. М., 1973. Т. 1. С. 111-121.
Сковорода Г.С. Наркисс. // Там же. Т.1.
Сковорода Г.С. Потоп змиин. // Там же. Т.2.
Сковорода Г.С. Икона Алкивиадская. // Там же. Т.2. С. 7-33.
Ковалинский М.И. Жизнь Григория Сковороды. // Там же. Т. 2. С. 373-416.
Щербатов М.М. О повреждении нравов в России. Факсимильное издание. М., 1983.
Аничков Д.С. Рассуждение из натуральной богословии… // Русская философия второй половины ХVIII в. Хрестоматия. Свердловск. 1990. С. 90-109.
Десницкий С.Е. Юридическое рассуждение о разных понятиях, какие имеют народы о собственности. // Там же. С. 49-73.
Козельский Я.П. Философические предложения. // Там же. С. 15-31.
Новиков Н.И. Статьи по философии. // Избр. соч. М., 1954. С. 381-416.
Русская философия второй половины ХVIII в. Хрестоматия. Свердловск, 1990.
Записки сенатора И.В. Лопухина. М., 1990.
Из лекций И.Г. Шварца «О трех познаниях: любопытном, полезном и приятном»: Отрывки из философских бесед проф. И.Г. Шварца. // Филос. науки. 1992. № 1. С. 78-91.
Радищев А.Н. О человеке, о его смертности и бессмертии. // Радищев А.Н. Избр. филос. и общественно-политические произв. М., 1952. С. 287-418.
Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. // Там же. С. 81-91, 127-145.
Пестель П.И. Русская правда. // Избр. социально-политические и филос. произв. декабристов. В 3-х т. М., 1951. Т. 2. С. 73-124, 145-162.
Якушкин И.Д. Что такое жизнь? // Там же. Т. 1. С. 153-170.
Муравьев-Апостол С.И. Православный катехизис. // Там же. Т. 2. С. 191-193.
Трубецкой С.П. Манифест. // Там же. Т.1. С.363-364.
Крюков Н.А. Философские записи. Из записной книжки. // Там же. Т. 2. С. 402-431.
Барятинский А.Н. Философские размышления. // Там же. С. 437-449.
Борисов П.И. О возникновении планет. // Там же. Т.3, С.79-82.
Абрамов А.И. Эпоха «александровского мистицизма» в русской философской культуре первой половины XIX века. // Философия и современные проблемы гуманитарного знания. М., 2000. Вып. 2. С. 86-104.
Аржанухин С.В. Философские взгляды русского масонства: По материалам журнала «Магазин свободнокаменщицкий». Екатеринбург. 1995.
Артемьева Т.В. История метафизики в России ХVIII века. СПб., 1996.
Барабаш Ю. «Знаю человека»: Григорий Сковорода. М., 1989.
Баранец Н.Г. Университетские философы и декабристы. // Русская философия: многообразие в единстве. М., 2000-2001. С. 14-18.
Болдырев А.И. Масонство как феномен русской культуры ХVIII века. // Там же. С. 22-24.
Калитин П.В. Парадоксальные особенности секуляризации в России ХVIII века. // Там же. С. 95-98.
Болдырев А.И. Проблема человека в русской философии ХVIII века. М., 1986.
Вернадский Г.В. Два лика декабристов. // Свободная мысль. 1993. № 15.
Избранные произведения русских мыслителей второй половины ХVIII в. М., 1952. Т.1, С. 111-133, 257-286.
Кузьмин А.Г. Татищев. М., 1981.
Марченко О.В. Григорий Сковорода. // Духовный алфавит. Григорий Сковорода и литература его времени.М.: Славян. диалог, 2000. С. 139-156.
Масонство в его прошлом и настоящем. М., 1991. Т.1, Статьи А.В. Семеки, В.Н. Тухалевского и Н.К. Пиксанова. С. 124-255.
Моряков В.И. Русское просветительство второй половины ХVIII в. М., 1994.
Нечкина М.В. Декабристы. М., 1983. С. 14-20, 74-96, 158-169.
Панибратцев А.В. Наша духовная сокровищница. // Духовный алфавит. Григорий Сковорода и литература его времени.М.: Славян. диалог, 2000. С. 5-28.
Платонов О.А. Терновый венец России: История масонства. 1731-1995. М., 1996.
Пустарнаков В.Ф. Еще раз о сущности философии русского Просвещения 1860-х годов и впервые о его кризисе. // История философии. М., 1999. № 4. С. 57-88.
Русская мысль в век Просвещения. М., 1991.
Федоров В.А. Декабристы и их время. М., 1992.
Шкуринов П.С. Философия в России ХVIII века. М., 1992. С.89-95, 130-150, 209-210,171-182.
Раздел III.
Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М., 1990 (или любое другое издание).
Вехи: Сб. ст. о русской интеллигенции. Из глубины: Сб. ст. о русской революции. М., 1991.
Записки Петербургских религиозно-философских собраний: (1902-1903). СПб., 1996.
Мережковский Д.С. Записная книжка 1891 г. // Пути и миражи русской культуры. СПб., 1994. С. 323-362.
Мережковский Д.С. В тихом омуте: Ст. и иссл. Л.: Советский писатель, 1991.
Мережковский Д.С. Грядущий хам. // Вестник высшей школы. М., 1991, № 1. С. 91-97.
Мережковский Д.С. Акрополь: Избр. лит.-крит. ст. М., 1991.
Мережковский Д.С. «Больная Россия»: Избр. Л., 1991.
Вокруг «Вех»: Полемика 1909-1910 гг. // Вопросы литературы, 1994, № 4-6.
Гайденко П.П. «Вехи» — неуслышанное предупреждение. // Вопр. филос. 1992, № 2. С. 103-122.
Голлербах Е.А. К незримому граду: Религ.-филос. группа «Путь» (1910 - 1919) в поисках новой русской идентичности. СПб.: Алетейя, 2000.
Давыдов Ю.Н. Две бездны — два лица России. // Вопр. филос. 1991. № 8. С. 75-86.
Емельянов Б.В., Новиков А.И. Русская философия Серебряного века: Курс лекций. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1995.
Кувакин В.А. Религиозная философия в России. М.: Мысль, 1980, с. 75-105.
Кошарный В.Р. Метафизика революции в русской религиозно-философской мысли конца Х1Х — нач. ХХ веков. // Русская философия: многообразие в единстве. М., 2000. С. 112-114.
Некрасова Е.Н. Живая истина. Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии ХХ века. М.: Мартис, 1997.
Семенкин Н.С. Философия богоикательства. М.: Политиздат, 1986.
Соболев А.В. Уроки символизма. // Русская философия: многообразие в единстве. М., 2000. С. 196-198.
Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб., 1996.
Шапошников Л.Е. Философские портреты. Н. Новгород, 1993.
* * *
Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. // Г.В. Плеханов. Избр. филос. произв. В 5-ти т. Т. 1. М., 1956.
Плеханов Г.В. Наши разногласия. // Там же. С. 116-370.
Плеханов Г.В. О материалистическом понимании истории. // Там же. Т. 2. С. 236-266.
Плеханов Г.В. Бернштейн и материализм. // Там же. С. 346-361.
Плеханов Г.В. (Ответ Богданову). // Там же. Т. 3. С. 202-301.
Ленин В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 1. М., 1959-1961.
Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. // Там же. Т. 18.
Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма. // Там же. Т. 23.
Ленин В.И. Философские тетради. // Там же. Т. 29.
Ленин В. И. Карл Маркс. // Там же. Т. 26. С. 43-93.
Ленин В.И. О значении воинствующего материализма. // Там же. Т. 45.
Богданов А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука. В 2-х кн. М., 1989.
Богданов А.А. Десятилетие отлучения от марксизма // Неизвестный Богданов. М., 1995. Кн. 3. Гл. 2. С. 30-85.
Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
Булгаков С.Н. Карл Маркс как религиозный тип. // Булгаков С.Н. Соч. в 2-х т. М., 1993. Т. 2. С. 240-272.
Струве П.Б. Patriotica: Политика, культура, религия, социализм. М.: Республика, 1997.
Струве П.Б. Предисловие к книге Бердяева «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К. Михайловском». // Там же. С. 340-389.
Франк С.Л. Религиозно-исторический смысл русской революции. Большевизм и коммунизм как духовные явления. // Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб., 1996. С. 119-148.
Франк С.Л. Умственный склад, личность и воззрения П.Б. Струве. // Там же. С. 476-493.
Франк С.Л. Философская распря в марксизме. // Там же. С. 587-590.
Туган-Барановский Н.И. Социальные основы кооперации. М.: Наука, 1989.
Философия марксизма в России ХIХ в. // Марксистская философия в ХIХ веке. Кн. 2. М., 1979.
Марксистская философия в международном рабочем движении в конце ХIХ - начале ХХ века. М., 1984. Гл. 6. Г.В. Плеханов. С. 147-208.
Витюк В.В. «Легальный марксизм» как отражение марксизма в буржуазной социологии. // Из истории буржуазной социологической мысли в дореволюционной России. М., 1986. С. 166-175.
Гайденко П.П. Под знаком меры (либеральный консерватизм П.Б. Струве). // Там же. С. 54-64.
Головин Я.В. О философской эволюции П.Б. Струве. // Русская философия: многообразие в единстве. М., 2001. С.53-56.
Кувакин В.А. Мировоззрение В.И. Ленина: формирование и основные черты. М., 1990.
Наумова Т.В. Русское неокантианство конца XIX — начала ХХ в. // Русская философия ХХ века: национальные особенности, течения и школы, политические судьбы. Екатеринбург, 2000. С. 134-137.
Осипов Ю.М. Очерки философии хозяйства. М.: Юристъ, 2000.
Сухов А.Д. Идеи Маркса в русской философии. // Карл Маркс и современная философия. М., 1999. С. 302-310.
Тектология А.А.Богданова. (7 статей). // Вопр. филос. 1995. N 8. С. 3-62.
* * *
Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.
Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990.
Бердяев Н.А. Русская идея: Основные пробл. рус. мысли XIX в. и начала XX в.; Судьба России. М.: Шевчук,2000.
Бердяев Н.А. Человек и машина. // Вопр. филос. 1989, № 2. С. 143-162.
Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.
Бердяев Н.А. Опыт парадоксальной этики. М., 2003.
Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.
Бердяев Н.А. Самопознание. (Опыт философской автобиографии). М., 1990, 1991.
Шестов Л. Апофеоз беспочвенности: Опыт адогматического мышления. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1991. Или // Шестов Л. Апофеоз беспочвенности М.: АСТ. 2000.
Шестов Л. Власть ключей. Ч. 1. // Шестов Л. Соч.: в 2-х т. Т. 1. М.: Наука. 1993.
Шестов Л. Афины и Иерусалим. // Там же.
Шестов Л. Начала и концы. // Там же.
Шестов Л. На весах Иова. // Там же.
Шестов Л. Великие кануны. // Русская философия: конец ХIХ - нач. ХХ вв. Антология. СПб., 1993. С. 238-268.
Шестов Л. Дерзновения и покорности. // Наше наследие. 1988, № 5. С.75-91.
Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. Глас вопиющего в пустыне. М.: Прогресс-Гнозис, 1992.
Алексеев П.В. Человек, дух и реальность. Об экзистенциальном типе философствования Н.А. Бердяева. // Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995.
БердяевН.А.: Рro et contra. СПб., 1994. См. статьи Л. Шестова, с. 411-436; Г.П. Федотова, с. 437-446; Н.О. Лосского, с. 460-467; Ф.А. Степуна, с. 483-500; С.А. Левицкого, с. 501-517.
Вадимов А. Вступительная статья к публикации фрагментов из книги Н. Бердяева «Самопознание». // Наше наследие. 1998. № 6. С. 39-42.
Визгин В.П. Бердяев и Шестов: спор об экзистенциальной философии. // Полигнозис. М., № 3 (11). С. 120-127.
Дмитриева Н.К., Моисеева А.П. Философ свободного духа. (Н. Бердяев: жизнь и творчество). М.: Высшая школа, 1993.
Ермичев А.А. Три свободы Николая Бердяева. М.: Знание, 1990.
Ермичев А.А. Долгий путь к идеалу. // Бердяев Н.А. Самопознание. Л., 1991.
Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. М., 1997.
Гальцева Р.А. Очерк русской утопической мысли ХХ века. М., 1991..
Кувакин В.А. Критика экзистенциализма Н.А. Бердяева. М.: 1976.
Кувакин В.А. Религиозная философия в России. М., 1980. С. 141-184.
Кувакин В.А. Опровержения и предположения Льва Шестова // Филос. науки. 1990, № 2-3.
Кузубова Т.С. Интуиции Ф.М. Достоевского в экзистенциальной философии Н.А. Бердяева. // Русская философия ХХ века. Екатеринбург, 2000.С. 95-101.
Курабцев В.Л. Миры свободы и чудес Льва Шестова. М.: РГО, 2005.
Лашов В.В. Гуманизм Льва Шестова. М.: РГО, 2002.
Лесова Л.В. Н.А. Бердяев и конец классической русской философии. // Русская философия ХХ века. Екатеринбург, 2000. С. 101-108.
Марков Б.А. Философская антропология. СПб., 1997.
Морева Л.М. Лев Шестов. СПб., 1991.
Поляков Л.В. Отреченная книга. // Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990. С. 3-20.
Санина Т.А. Особенности проблемы отчуждения в русском экзистенциализме. // Русская философия ХХ века. Екатеринбург, 2000. С. 182-187.
Силин А.А. Восьмой день творения. (Пророчества и заветы Николая Бердяева). // Человек. 1995. № 1. С. 55-63.
Франк С.Л. О Льве Шестове. Знание и вера. // Русское мировоззрение. СПб., 1996. С. 574-586.
Черный Ю.Ю. Философия пола и любви Н.А. Бердяева. М.: Наука, 2004.
Шитов С.И. Философия трагедии Льва Шестова. // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 7. Философия. 1993. № 2. С. 35-42.
Раздел IV.
Возможность невозможного: Планетарный гуманизм для России и мира. Материалы международной научной конференции. Сост. и ред. В.А. Кувакин. – М.: Российское гуманистическое общество. 2001.
Волков Ю.Г. Homo humanus: Личность и гуманизм. (Социологический аспект). – М. 1995.
Гивишвили Г.В. Феномен гуманизма. – М.: РГО, 2001.
Гинзбург В.Л. Разум и вера // Здравый смысл, 1999, № 1 (13).
Гуманизм и культура: Век ХХ. / Сб. научн. трудов. – Тверь, 1993.
Гуманизм на рубеже тысячелетий: Идея, судьба, перспектива // Редколлегия Б.Н. Бессонов, Т.Г. Богатырев, В.Н. Шевченко. – М.: «Гнозис», 1997.
Борзенко И.Н., Кувакин В.А., Кудишина А.А. Человечность человека.: Основы современного гуманизма. М.: Рос. гуманист. о-во, 2005.
Девина И.В. Гуманизм и свободомыслие: Научно-аналитический обзор./ М.: ИНИОН, 1996.
Жукоцкий В.Д. Основы современного гуманизма: Российский контекст. М.: Рос. гуманист. о-во, 2006.
Кувакин В. Гуманизм и политика // Здравый смысл, 2000/2001, 1 (18).
Кувакин В. Гуманизм – основа гражданского согласия и прогресса России // Здравый смысл, 2002, № 2 (23).
Кувакин В. Необходимость моральной реконструкции // Здравый смысл, 2001, № 3 (20).
Кувакин В. Российское гуманистическое общество // Здравый смысл, 2000, № 16.
Кувакин В.А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека. М-СПб, 1998.
Кудишина А.А. Гуманизм – феномен современной культуры. М.: Академический Проект, 2005.
Моисеев Н.Н. Гуманизм – заслон против надвигающегося средневековья // Наука и здравый смысл в России: Кризис или новые возможности? Материалы международной конференции гуманистов. Сост. и общая ред. В.А. Кувакин, П. Хеар, А.В. Разин. – М.: РГО, 1998.
Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. М.: «Аграф», 1998.
Моисеев Н.Н. Современный рационализм. – М., 1995.
Наука и здравый смысл в России: Кризис или новые возможности? Материалы международной конференции гуманистов. Сост. и общая ред. В.А. Кувакин, П. Хеар, А.В. Разин. – М.: РГО, 1998.
Наука и гуманизм – планетарные ценности третьего тысячелетия. Тезисы международной научной конференции. Сост. и ред. В.А. Кувакин. – М.: РГО, 2000.
Перуанский С.С. Манифест гуманистической партии. – М.: РГО, 2001.
Поругание разума: Экспансия иррационализма в культуру. Тезисы к международному симпозиуму «Наука, антинаука и паранормальные верования». Сост. и ред. В.А. Кувакин . – М.: РГО, 2001.
Разин А. В. От моральных абсолютов к конкретной действительности. – М.: МГУ, 1996.
Разин А.В. Этика: История и теория. – М.: , 2002.
Родоман Б.Б. Под открытым небом: О гуманистичном экологическом воспитании. М. Рос. гуманист. о-во, 2004.
Родоман Б. Наука как нравственно-психологический феномен // Здравый смысл, 1997, №№ 11, 12.
Современный гуманизм: Документы и исследования. Общая редакция: А.Г. Круглов, В.А. Кувакин. – М.: Российское гуманистическое общество. 2000.
Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. – М., 1989.
© В.А. Кувакин, 2006