Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

4.5. Гуманизм как программа просвещения

Гуманизм – многоаспектное явление культуры как по содержанию и формам, так и по своей многовекторной направленности. Он соединяет теорию и практику мудрости и личности, и социумов различного масштаба, в большей или меньшей степени способствуя достижению достойной жизни людей.

Как культурное течение с многовековой историей развития, гуманизм выработал в своих недрах специфические технологии образования и воспитания и предлагает их всем людям, желающим избрать путь позитивного развития и достижения максимально возможных успехов в рамках генетически заложенных возможностей и соответствующих социальных условиях жизни. Разомкнутый, т.е. открытый и всегда незавершённый универсализм гуманизма состоит в органичном соединении объектоцентристских представлений о личности как неотъемлемой части бытия, формирующейся под влиянием природных, социальных, психических и социокультурных факторов, и экзистенциально-персоналистических представлений о ней, в рамках которых личность рассматривается в бесконечном процессе своего субстанциального становления и свободно-творческого самосозидания на основе своего Я и личностных спонтанных экзистенциальных переживаний и вопрошаний. «Сегодня развитие общества характеризуется вниманием к миру личности, персоналистическими тенденциями в культуре в целом, образовании в частности, – отмечает И.В. Кудашова, – при центрированности на личность акценты смещаются: подчёркивается актуальность образования в мире личности… Всё это явилось побуждающим мотивом поворота к личностно-ориен-тированному образованию…».[1]

Главные базовые ценности гуманизма как образовательного проекта – это самореализация, жизнетворчество, культурная идентификация, индивидуализация, а его цель, связанная с ценностным отношением к человеку, совпадает с логикой гуманистического развития культуры. «…Развить человека в человеке и заложить в него механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции и др., необходимые для становления самобытного образа личности…»,[2] – такова общая программа гуманистического просвещения.

Не меньшее значение в утверждении гуманизма как современной программы просвещения имеют разработки П. Куртца. В монографии «К Новому Просвещению» он указывает на особенности именно Нового Просвещения. Оно отличается от классического Просвещения и связано: а) с продолжающимся процессом научной революции; б) с огромными результатами влияния технологий на преобразование планеты, уменьшения нищеты, болезней и вкладом технологий в повышение человеческого благосостояния и счастья; в) с ростом всеобщего образования, снижением безграмотности, демократизацией образования, признанием права доступа к образованию и ценностям культуры; г) с развитием демократических революций и признанием мировым сообществом прав человека. Куртц считает, что мировая цивилизация ушла далеко вперёд по сравнению с эпохой Просвещения, и потому настало время сделать новый старт с учётом новых достижений и опыта человечества.

В основе парадигмы Нового Просвещения, лежит, по Куртцу, постпостмодернистский гуманизм. «…Век науки продолжается, и гуманизм является его главным философским и евпраксофическим выражением… Гуманизм придаёт стройную форму космическому мировоззрению: т.е. это эволюционирующий универсум, в котором понятия, гипотезы и теории, развиваемые на переднем фронте естественных, биологических, социальных наук, воспринимаются более серьезно, чем понятии теологии и поэзии. Метафизические спекуляции или обращения к откровениям веры, к интуициям или эмоциям не могут заменить экспериментальные исследования и теоретическое обоснование», – отмечает он.[3] В число приоритетов Нового Просвещения П. Куртц включает этические ценности, главными среди которых являются свобода совести и свободное исследование. Столь же важны принципы самоопределения, моральной свободы и права на участие в общественной и культурной жизни. Кроме того, в рамках такой программы просвещения признается наличие объективных этических стандартов. Для Нового Просвещения важна его поддержка со стороны социальной теории, в основе которой лежат принципы демократии и открытого общества.

Для России необходимость современных технологий образования и воспитания диктуется множеством обстоятельств, среди которых главенствующими является необходимость морального, психического и интеллектуального оздоровления России. Сейчас уже очевидно, что тот, кто этого не понимает, «объективно против духовного и экономического оздоровления России, тот – вольно или невольно – обрекает Россию на деградацию».[4] Как справедливо заметил Ю.Н. Миронов, выбирая ценности мировоззрения, страна выбирает судьбу.[5] Без гуманистической системы ценностей, включающей в себя ценности демократии и гражданского общества, современной России невозможно обойтись, если она желает занять достойное место в мировом сообществе, а не внушать недоверие и страх или пребывать на задворках истории. Именно поэтому так важна гуманизация познавательно-воспитательных образовательных программ, способствующих нравственному и гражданскому укреплению личности.[6] Ю.Н. Миронов ставит в центр программы духовного оздоровления России идею или добродетель гражданской праведности: «Сфера гражданской праведности, её культ – это нехоженый путь России, это, чего в ней никогда не было, но что обязательно должно начаться. Это путь гуманистического воспитания подрастающего поколения, собирания праведности, накопленной поколениями россиян, бережная передача её ценностей от поколения к поколению. Культ праведности – это, наконец, высшая (нравственная, культурная) мощь России, это мотор, обеспечивающий её движение вперед».[7]

Видимо, не случайно подавляющее большинство членов Российского гуманистического общества, имеющего девятнадцать региональных отделений, связаны с педагогической работой. Они уделяют особое внимание воспитательной компоненте образования, пытаются донести свою точку зрения до соответствующих властных структур, от которых зависит поддержка образовательных инновационных проектов. К ним относятся, например, предложения о введении в образовательный процесс дисциплин «Основы современного гуманизма» и «Критическое мышление», либо предложения о введении соответствующих модулей в различные дисциплины гуманитарного цикла. Притом «организованные гуманисты» не только призывают к этому, но и готовят различные учебные пособия, конкретные образовательные программы, спецкурсы и т.д. В последние годы учебные курсы по современному гуманизму читались или читаются в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, Коломенском институте Московского государственного открытого университета, Коломенском государственном педагогическом институте, в Тюменском государственном университете, в Кировском педагогическом институте и других вузах России.

В Центре образования Российского гуманистического общества (ЦОРГО) подготовлен ряд учебно-воспитательных программ для вузов: «Гуманизм – общечеловеческая основа культуры», «Наука, здравый смысл и паранормальные верования», «Гуманизм, его экономическая и социально-политическая практика», «Ноосферный гуманизм», «Современный гуманизм: философия, стиль мышления, экспертиза паранормального», «Гуманистическая психология личности» и др.

К настоящему времени Российское гуманистическое общество опубликовало ряд работ, связанных с гуманистическим образованием: И.М. Борзенко, В.А. Кувакин, А.А. Кудишина «Основы современного гуманизма: Учебное пособие для вузов» (2002), Г.В. Гивишвили «Гуманизм и гражданское общество» (2003), В.А. Кувакин «Учебно-методические материалы по спецкурсу “Философские, психологические и педагогические проблемы современного гуманизма”» (Коломна, 2003), В.Д. Жукоцкий «Основы современного гуманизма: Учебное пособие» (Нижневартовск, 2005), В.Д. Жукоцкий «Основы современного гуманизма: Курс лекций» (2005), И.М. Борзенко, В.А. Кувакин А.А. Кудишина «Человечность человека: Основы современного гуманизма: Учебное пособие для вузов» (Изд. 2-е, испр. и доп., 2005), Б.Б. Родоман «Под открытым небом: О гуманистичном экологическом воспитании» (2004), Г.В. Гивишвили «Гражданское общество: Учебное пособие для учащихся 7–8 классов общеобразовательных учреждений / Клуб учителей “Доживем до понедельника”» (2005).

Необходимо отметить, что ЦОРГО – это лишь звено в международной сети образовательных и исследовательских гуманистических центров, работающих по всему миру: в Амхёрсте, Лос-Анджелесе, Вашингтоне, Нью-Йорке, Оксфорде, Милане и других городах Европы и Америки, а также в Индии, Африке, Китае.

Так, например, в Транснациональном центре исследований (Амхёрст) работает образовательная программа (директор – доктор Остин Дейси), в рамках которой слушателям в разные годы предлагались следующие курсы: «Гуманизм, религия и ментальное здоровье» (1993 г.), «Скептицизм и паранормальное: обзор» (1994 г.), «Скептицизм и СМИ» (1994 г.), «Скептические дебаты: человеческие ошибки» (1995 г.), «Введение в критическое исследование» (1996, 1999, 2002, 2004 гг.), «Скептическое исследование религии» (1997, 2000, 2001 гг.), «История и философия гуманизма» (1997, 1998, 2004 гг.), «Проверка заявлений о паранормальных феноменах» (1997 г.), «Эволюционный креационизм» (1998 г.), «Разум в этике» (1998, 2003 гг.), «Скептические дебаты: психология заблуждений» (1998 г.), «Психология веры» (1999, 2004 гг.),«Скептические дебаты: введение в критическое исследование» (1999 г.), «Скептические дебаты: разговоры о смерти и искушение потусторонним» (2001 г.), «История и философия натурализма» (2002, 2004 г.), «Наказание, вечность и примирение» (2004 г.), «Откровение и интерпретация» (2004 г.), «Современный гуманизм» (2004 г.), «Наука и общественность» (2005 г.), «Секс и святой город: религия, наука и тело» (2005), «Гуманистическая этика» (2005 г.).[8]

Предложенные курсы были прочитаны как в Транснациональном центре исследований в Амхёрсте (при Университете штата Нью-Йорк в Буффало), так и в прочих университетах и штатах США и в других странах. В более чем ста университетах США работают школы свободомыслия, скептицизма и свободного исследования, что отражается в самих их названиях, например, общество «Светские гуманисты и свободомыслящие» (Daphne High School) или «Общество свободомыслящих» (University of Alabama at Tuscaloosa).

Существуют и международные программы гуманистического образования и просвещения. Так, в рамках сотрудничества между Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова и Университетом штата Нью-Йорк (SUNY в Буффало) работает программа летних гуманистических школ и осуществляется командирование студентов и учёных в Транснациональный центр исследований (Амхёрст), работающий в тесном контакте с SUNY. Аналогичная программа сотрудничества существует между Коломенским институтом Московского государственного открытого университета и Центром исследований в Амхёрсте.

Помимо деятельности гуманистических организаций повышению роли гуманизма в качестве образовательного фактора способствуют конференции и сессии, проводимые другими организациями, деятельность которых так или иначе согласуется с гуманистическими принципами. Так, например, среди выступлений на Х Международной сессии «Права человека, культура мира – содержание и методы обучения» в 2000 г. в Москве большой интерес вызвал доклад Вольфганга Ройтера, директора бюро ЮНЕСКО в Москве. Он сообщил, что, по мнению членов комиссии ЮНЕСКО по образованию, перед молодыми людьми стоит задача эффективно использовать четыре главных общегуманистических принципа современного образования: обучать, обучать быть, обучать делать, обучать жить сообща. Отметим, что вышеназванные принципы современного образования вполне укладываются в рамки концепции гуманистической педагогики. Однако она не ставит своей целью создание каких-то альтернативных систем образовательных учреждений. Как и в большинстве других случаев, речь идёт о мировоззренческом и интеллектуальном влиянии современного гуманизма, что, правда, не исключает создания и специализированных образовательных программ и образовательных организаций. В определенном смысле уникальными и перспективными, наряду с системой Центров исследований со штаб-квартирой в Амхёрсте (США), являются две такие организации – Университет Хьюманитас (Universitas Humanitas – Утрехт, Швеция) и Институт гуманистических исследовании (Institute for Humanist Studies –IHS) – одно из подразделений виртуального Международного Интернет-проекта.

Особенность Института гуманистических исследований (ИГИ) состоит в том, что он является составной частью Интернет-портала «Гуманистический Интернет-проект» как системы веб-сайтов, ставящих перед собой цели информационной и технической поддержки гуманистических организаций, которые не имеют возможности создать свои собственные сайты. ИГИ позиционирует себя как «мозговой центр (a think tank), миссией которого является содействие ещё большему общественному осмыслению и пониманию гуманизма, его большей поддержки. Институт специализируется на прокладывании путей (pioneering) новым технологиям и методам распространения гуманизма».[9]

ИГИ предоставляет популярно изложенную научную информацию о гуманизме и нерелигиозных мировоззрениях средствам массовой информации, образовательному сообществу и широкой публике. Особое внимание он уделяет поддержке уже существующих гуманистических групп. Это сетевая организация, не предполагающая обязательного членства, чтобы не создавать конкуренции между различными организациями, чьими принципами являются нерелигиозные типы мировоззрений. Вместе с тем ИГИ сотрудничает с ними, поддерживая их информационно и финансово, предоставляя небольшие гранты для реализации наиболее привлекательных, с точки зрения ИГИ, проектов.

Образовательная деятельность является одной из главных миссий ИГИ. Она концентрируется в рамках веб-проекта «Непрерывное гуманистическое образование» (ContinuumofHumanistEducation).[10]Структурно он представляет собой шесть учебных курсов, объединённых общим названием «Введение в гуманизм»: «Гуманистический активизм и организации», «Наука и гуманизм», «Психология и гуманизм», «Право и политика», «Религия и духовность», «Этика». ).]Структурно он представляет собой шесть учебных курсов, объединённых общим названием «Введение в гуманизм»: «Гуманистический активизм и организации», «Наука и гуманизм», «Психология и гуманизм», «Право и политика», «Религия и духовность», «Этика».

Сайт технически хорошо оснащён, снабжён бесплатным демонстрационным курсом,[11] системой регистрации, ссылок, онлайновым режимом работы и т.д. Стоимость дистанционного образования для американских и европейских студентов скорее символическая и не превышает нескольких десятков долларов за курс.

Мировоззренческое кредо этого информационно-образовательного проекта достаточно типично для организаций такого рода: «Гуманизм – это философия жизни, вдохновлённая человечностью и руководимая разумом. Гуманисты считают, что наука и разум обеспечивают наилучший базис для понимания окружающего нас мира. Гуманисты убеждены в том, что наиболее надёжным фундаментом нравственных ценностей являются эмпатия и научное мировоззрение (scientific understanding). Гуманисты не находят убедительных свидетельств существования богов или сверхъестественного, так же как и загробной жизни. Гуманисты убеждены в том, что мы должны жить этой жизнью, на основе того, чем она является как единственное, что у нас есть – поэтому мы должны делать как можно больше для нас самих, друг для друга и для нашего мира».[12]

Другим типичным примером виртуального существования проектов гуманистического просвещения является Космополис, Гуманистический Институт глобальной этики и мирового гражданства, основанный Университетом Гуманистики (Голландия, Утрехт) в союзе с Международным гуманистическим институтом по сотрудничеству с развивающимися странами (HIVOS).

С научной точки зрения, Космополис разрабатывает проблемы гуманистики как науки о человеке, он в особенности сфокусирован на понятиях «смысл» и «гуманизация» в лобализирующемся мире. Космополис ищет связь вопросов личностного смысла и духовности с социальными и политическими проблемами планетарной гуманизации.

Цель Космополиса – создать экспертный и ресурсный центр по глобальной этике и мировому гражданству, который сотрудничает с Гуманистическим Альянсом и широкой общественностью заинтересованных граждан, которых он может консультировать в рамках поддержки ими их собственных стратегий и действий. Космополис кооперируется с другими родственными международными центрами и организациями, чтобы обмениваться опытом и расширять границы своей активности.

Основными ценностями Института являются те гуманистические ценности, на основе которых протекает жизнь людей в глобальном контексте. Фундаментальными
принципами и установками, которым привержен Институт, являются:
• Человеческое достоинство и желание человеческой помощи.
• Значимость прав человека.
• Независимость и солидарность людей как центральные ценности в гражданских сообществах на уровне общин, общества и на глобальном уровне.
• Сила человеческого разнообразия и плюрализма.
• Важность солидарности, терпимости и диалога.
• Равное распределение возможностей для самоподдержания человеческого развития.
• Права каждого человека как цели в себе.
Ключевые цели Космополиса заявлены следующим образом:
Стремясь создать твердую ценностную основу, Космополис рассматривает в качестве ключевых такие цели, как:
• Создание экспертного и ресурсного центра по глобальной этике и мировому гражданству, который сотрудничает с Гуманистическим Альянсом и широкой общественностью.
• Демонстрация осведомленности по космополитическим аспектам гуманизма на национальном и международном уровнях.
• Проведение форумов по критическому исследованию вопросов глобальной этики и международного гражданства в сотрудничестве с международными научными центрами.
• Прояснять и устанавливать связь вопросов личностных смыслов и духовности с социальными и политическими проблемами планетарной гуманизации.
• Способствовать международному, межкультурному и межрелигиозному диалогу по вопросам мирового гражданства, особенно связанным с отношениями Север – Юг.
• Развивать программу общественных проектов по мировому гражданству и правам человека в сотрудничестве с партнерами из Голландского Гуманистического Альянса.
• Развивать и распространять комплексы учебных и тренинговых программ по глобальной этике, мировому гражданству и правам человека.
Чтобы осуществить свои ключевые цели, Космополис разрабатывает проекты различных видов деятельности. Институт:
• проводит междисциплинарные исследования в области гуманистики как науки о человеке, в основном посвящённые теме гуманизации в глобализирующемся мире.
Результаты исследований находят свои отражения в национальных и международных изданиях;
• имеет кафедру по глобальной этике и мировому гражданству для приглашения на неё граждан из развивающихся стран;
• ведёт учебные программы, по которым обучаются в Университете Гуманистики (Нидерланды, Утрехт);
• проводит международные летние школы по гуманистическому развитию и правам человека для студентов, экспертов-стратегов и активистов, желающих
совершенствовать своё критическое мышление; даёт возможность ученым из разных стран мира собираться для диалога по сравнительным проблемам развития человека и мировому
гражданству; организует мероприятия, которые включают в себя спонсирование лекций, выставок, театральных и кино-представлений, коллоквиумов и конференций, развивает
этическую ориентацию, связанную с более глубоким пониманием мирового гражданства. [13]

Разумеется, такого рода специализированные формы гуманистического образования не могут быть массовыми, но их влияние на учебные программы государственных и муниципальных образовательных учреждений несомненно. Однако те случаи, когда они учитываются в содержании образования и предусматриваются в расписании занятий, свидетельствуют о повороте образования к реальному воплощению гуманистических установок.[14] Это означает переход от установок на широкое, но чаще всего абстрактное, объектоцентричное, отчужденное от человека (негуманизированное, т.е. не связанное с ценностными установками человека) знание к знанию, помогающему жить достойно и как можно менее конфликтно с самим собой, людьми, миром. Это означает также и признание гуманистических идей в качестве интегрирующей основы получаемых учащимися знаний, превращение их в субъектоцентричное знание, т.е. принадлежащее человеку, а не будущему узкому специалисту или исполнителю банального набора социальных ролей члена общества потребления. В то же время, эти программы доказывают их способность быть методологической базой для педагогических новаций.

Думается, что существующие тенденции в гуманизации образования имеют огромное значение в силу своих самых широких позитивных следствий и изменений. Всё больше членов мирового и российского научно-педагогического сообщества склоняются к тому, что нет лучшего способа сохранить мир в обществе и на земном шаре, чем научиться охранять его в умах людей. Появление образовательных программ планетарного масштаба, ставящих целью образования воспитание человечности и толерантности, лишний раз подтверждает мысль о том, что нечто «утопическое» в гуманизме вовсе не является утопичным по своей сути, и на самом деле осуществимо и в той или иной степени осуществляется.[15]

Но даже то, что в гуманизме выглядит утопично, это не более чем утопия-надежда, утопия как осторожный прогноз, утопия-идеализация, без чего общество никогда не существовало и не существует.[16]Утопия как идеализация – сущностная черта культуры. «Утопия – это естественное продолжение органически присущего культуре стремления к идеализации. Теоретическое моделирование идеала возникает из стремления к наиболее совершенному общественному состоянию», – отмечает Н.И. Учайкина.[17] По её мнению, утопический импульс есть признак жизнеспособного общества, которое имеет силы восстановить представления о должном и построить целостную общественную систему. Думается, гуманистически ориентированным учёным и педагогам пора перестать «стесняться» того, что они призывают человечество сделать выбор в пользу добра и справедливости. Как бы ни казалось невозможным сейчас сохранить гражданское согласие в России и укрепить его духовные основы средствами научного и гуманистического образования, это реальный и, может быть, последний, рубеж сохранения общества как общества человечного, жизнеспособного, имеющего будущее.

--------------------------------------------------------------------------------

[1] Кудашова И.В. Информационная культура и кризис системы образования // Современный гуманизм: проблемы и перспективы, с. 358.
[2]Тамже, с. 359.
[3] Kurtz P. Toward a New Enlightenment: the Philosophy of Paul Kurtz. Ed. Vern L. Bullough and Timothy J. Madigan. – New Brunswick, L.: Transaction Publishers, 1994, р. 6.
[4] Миронов Ю. Н. Праведность и гуманизм – ценности возрождения России // Здравый смысл. 2002, № 4 (25), с. 13.
[5] Там же, с. 13.
[6] К таким работам можно отнести, например, монографии Полетаевой В.А. «Самовоспитание личности» (Коломна, 2002), Цырлиной Т.В. «Гуманистическая школа ХХ века: взгляд из прошлого в будущее» (М., 2001) и др.
[7] Миронов Ю. Н. Праведность и гуманизм – ценности возрождения России // Здравый смысл. 2002, № 4 (25), с. 12. Соглашаясь в целом с мнением автора, нельзя вместе с тем не обратить внимания на элемент семантической неадекватности, когда он говорит о праведности: слово «культ» едва ли можно признать уместным. Светские гуманисты принципиально против всяких культов, в том числе и против культа гуманизма.
[8] Данные предоставил О. Дейси.
[9]http://humanisteducation.org
[10]http://humanisteducation.com
[11]http://humanisteducation.com/demo.html
[12]Ibid.
[13]Подробнее см. http://www.iheu.org/modules/news/;http://www.uvh.nl[14] Эксперименты по целенаправленной гуманизации образования как с точки зрения содержания образования, так и с точки зрения организации учебного процесса проводятся во многих российских школах. В этом русле ведется работа учительской организации «Доживем до понедельника». Клуб учителей существует с сентября 1995 г. в городе Москве. Директор клуба – Э.М. Раутблат. Основная цель Клуба – создать общеразвивающую среду для педагогов и учащихся, где они могли бы на равных условиях заниматься научно-исследовательской и творческой деятельностью, искать новые подходы и методы для решения задач, поставленных жизнью и наукой. Идеи гуманизации общеобразовательных учреждений позитивно встречаются в Департаменте образования Правительства Москвы, который возглавляет Л. Кезина. О необходимости формирования гуманистических социально-психологических установок сознания у разных поколений людей говорил на ХМеждународной сессии «Права человека, культура мира – содержание и методы обучения» Ф.М. Рудинский. Он выступил против чрезмерной юридизации категории «права человека» и призвал к созданию учебников по данной проблематике не только правоведов, но и философов.
[15] Фактически вся деятельность ООН и ЮНЕСКО, особенно в сфере образования и культуры, основана на принципах гуманизма.
[16] Главное здесь не сам факт бытования утопического в культуре, а способы отношения и пути реализации идей, составляющих утопию. Опасны те утопии, которые не просто открыты для людей со склонностями к фанатизму, но и закрепляют их в качестве своих слепых сил, и которые к тому же допускают насильственные средства своей реализации. Тогда срабатывает то, о чём писал Н. Бердяев: утопии превращаются в антиутопии, которые, в отличие от утопий, сбываются.
[17] Учайкина Н. И. Проблемы гуманизма в системе социальной утопии // Здравый смысл. Специальный выпуск. Наука и гуманизм – планетарные ценности третьего тысячелетия, с. 72.