Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

3.6. Человек как динамика, рост, совершенствование и творчество

Темпы человеческого существования исторически растут и достигли сегодня беспрецедентно высоких значений. Это ставит человека перед необходимостью осмыслить то, что может быть включено в ценности роста. Современный человек живёт в постоянно расширяющемся и стремительно изменяющемся мире, раскрывающем ему всё больше и больше своих тайн, дающий ему всё больше и больше возможностей. Этот постоянно изменяющийся и обновляющийся мир необходимо осваивать таким образом, чтобы не позволить общественной нравственности и личной порядочности слишком далеко отстать от передовых рубежей научного познания, технологии и других сфер культуры. Слишком большая дистанция между общим уровнем цивилизованности и передовыми достижениями науки и техники чревата варваризацией общества, срывом его в дикость и различные формы архаичных общественных устройств. Такой социально-культурный императив идёт рука об руку с тем социологическим законом, согласно которому разрыв между наиболее обеспеченными слоями общества и остальною его частью не может быть как угодно большим. После перехода порогового состояния наступает момент социального взрыва, ведущий к деградации или даже гибели цивилизации.

Важной предпосылкой гармонизации и синхронизации личностного и социального прогресса является способность изменений человеческого сознания, внутреннего мира личности, эволюции общественного сознания, с одной стороны, и убеждений, мировоззрений индивидов – с другой. В том числе и за счёт расширений наших знаний об обществе, человеке и о его возможностях. Издавна известно, что трансформировать сознание, изменить убеждения и системы ценностей намного труднее, чем переписать законы, даже если это законы мироздания. Сознание, выполняя защитную функцию, способствует сохранению целостности Я человека и того мира, в котором он живет, и поэтому оно в ряде существенных своих аспектов много инертней, чем этого хотелось бы просветителям, реформистам, педагогам и мыслителям, стоящим на передовых позициях науки и культуры. Тем не менее, в идеале процессы изменения условий и норм жизни человека должны идти сбалансировано и согласованно. Чем оптимальней баланс, тем больше шансов на благотворность изменений и преодоление кризисов роста и изменения личности и общества.

На рубеже тысячелетий современные гуманисты обсуждают весь комплекс этих непростых вопросов. «Так или иначе, начало третьего тысячелетия – повод переосмыслить условия человеческого существования, задаться вопросом, куда завели нас наши маршруты и какими путями мы намерены двигаться дальше», – пишет П. Куртц. [1]

В гуманизме, независимо от того, религиозный это гуманизм или светский, прояснение, развитие, облагораживание, культивирование человеческой природы, совершенствование её ценностей и в целом ценности бытия всегда было метазадачей. Гуманизм всегда был по своему духу просветительским учением, поскольку его никогда не покидала вера в возможность беспредельного возвышения и развития врожденных даров и ценностей человека как существа свободного, разумного, беспрестанно и спонтанно стремящегося к истине, добру, справедливости и красоте. Изменяясь, гуманизм в своем призвании к просвещению оставался прежним. Античная философия и философия эпохи Возрождения, философия Просвещения и экзистенциальная философия, в том числе и наследие двух выдающихся русских религиозных мыслителей Льва Шестова и Николая Бердяева, вполне убеждает нас: есть все основания утверждать, что гуманизм плодотворно развивается как транскультурный, преодолевающий исторические рубежи нравственно-интеллектуальный, научно-просветительский и социальный феномен. Гуманизм как средоточие ценностей разлит во всём культурном пространстве современной цивилизации. Время и пространство его влияния весьма широки.

За различием формулировок гуманизма – светского или религиозного – стоит вполне определённая, общая ценность – человеческий рост и развитие. Существует большое множество способов и путей научиться жить в мире с самим собой, освободиться от изживших себя представлений о мире и догм о человеке как существе падшем и греховном, приобрести своё уникальное личностное измерение, сформировать внутреннюю целостность и перспективы роста. Гуманизм предоставляет их в полное человеческое распоряжение. Конечно, это предполагает определенные изменения в установках, связанных со становлением и утверждением психологии гуманности, но внимательный анализ показывает, что необходимое для позитивных изменений напряжение соразмерно и, самое главное, соприродно силам человеческим, особенно на этапе становления личности.

В базовом значении понятие человеческого развития означает процесс развития человека от момента его зачатия до наступления зрелости. Но, как говорится в англоязычном варианте Интернет-энциклопедии «Википедия», «мы можем рассматривать человеческое развитие с различных точек зрения. В политико-экономическом смысле под человеческим развитием имеется в виду стабильность, безопасность и относительное благосостояние. В моральном смысле это связано с грамотностью, развитием сознания, морального сознания, воли и способности поступать в согласии с нашим знанием того, что является правильным. В психологическом смысле человеческое развитие имеет в виду умственное здоровье, самовыражение (self-esteem), успешность в значимых взаимоотношениях, счастье».[2]

Особенность гуманистических ценностей развития, роста и совершенствования человека состоит в том, что сами эти процессы беспредельны, они никогда не завершаются, в чём Э. Фромм даже увидел трагедию человека: человек успевает умереть, прежде чем полностью родиться.[3] Однако при всей изменчивости человека всё-таки следует учитывать тот факт, что чем прочнее сформировался характер, тем устойчивей структура личности, тем труднее её заставить изменить себе, сломаться под давлением деструктивных сил. Поэтому одним из важнейших социальных и практически значимых аспектов аксиологии гуманизма являются ценности технологий и процедур формирования, поддержания, мониторинга, ревизии, изменений, стабилизации и совершенствования убеждений в качестве необходимой внутренней динамики и роста человека, способа его развития как социального и природного существа.[4]

Проблеме развития человека, реализации его права на участие как в становлении самого себя, так и достойного будущего человечества уделяют внимание не только ученые-гуманисты, но и международное сообщество в целом. Вопросам человеческого развития посвящены многие резолюции ООН, программы развития ЮНЕСКО и других организаций ООН и региональных гуманитарных и правозащитных институтов. Одним из примеров теоретической разработки и реализации ценностей развития является деятельность Гуманистического института глобальной этики и мирового гражданства, Космополис, основанного Университетом гуманистики (Голландия, Утрехт) при сотрудничестве с HIVOS (Международный гуманистический институт по сотрудничеству с развивающимися странами) и другими партнёрами Гуманистического альянса.

--------------------------------------------------------------------------------

[1] Куртц П. Гуманизм и скептицизм – парадигмы культуры третьего тысячелетия // Возможность невозможного: Планетарный гуманизм для России и мира, с. 21.
[2]http://en.wikipedia.org/wiki/Human_Development
[3] Фромм Э. Психоанализ и этика, с. 109.
[4] Там же, с. 71.