Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

Современный гуманизм. Аналитический обзор. Часть 4.

Гуманизм в современной России

Возникновение организованного гуманистического движения в нашей стране свя-зано с деятельностью Российского (до 2001 г. - Русского) гуманистического общества (РГО). Оно получило юридическое оформление 16 мая 1995 г. как межрегиональное общественное объединение секулярных (нерелигиозных) гуманистов. Общество стало "первой в истории России негосударственной организацией, поставившей своей целью поддержку и развитие идеи светского гуманизма, гуманистического стиля мышления и психологии, гуманного образа жизни" (5, № 1 (1996), с. 6). Основателем РГО и его бессменным руководителем является д.филос.н., профессор кафедры истории русской философии философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова В.А.Кувакин.

Согласно Уставу РГО, основной целью Общества являются "теоретические иссле-дования, культурно-просветительская и социальная практика, направленная на рас-пространение и реализацию в общественной жизни идей и принципов светского (секу-лярного, нерелигиозного) гуманизма; объединение для совместной деятельности лю-дей, разделяющих установки и принципы скептицизма, рационализма, различных форм нетоталитарного свободомыслия и индифферентизма в отношении религии" (там же). Общество имеет пять основных направлений своей деятельности: 1) научное; 2) учебно-воспитательное и культурно-просветительское; 3) издательское; 4) социальное и 5) международное.

С осени 1996 г. выходит в свет ежеквартальник "Здравый смысл. Журнал скепти-ков, оптимистов и гуманистов" (на сегодняшний день опубликовано 23 номера)1. Журнал издаётся Российским гуманистическим обществом, Исследовательским цен-тром РГО при МГУ им. М.В.Ломоносова при поддержке Исследовательского центра и Совета по секулярному гуманизму (Амхёрст, США), философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, Российского философского общества и Общероссийского обще-ственного движения "За здоровую Россию". В редакционный совет входят: вице-президент РАЕН физик Сергей Капица, декан философского факультета МГУ Влади-мир Миронов, академик РАН физик Виталий Гинзбург, председатель Совета по секу-лярному гуманизму Пол Куртц (США), антрополог Х. Джеймс Бёркс (Каниссиус кол-ледж, США), академик РАН физик Эдуард Кругляков, писатель, редактор журнала "Международные гуманистические новости" Джим Херрик (Великобритания), доктор медицинских наук, научный сотрудник Онкологического центра РАМН Давид Заридзе и член Совета по светскому гуманизму Тимоти Мэдиган (США). Главным редактором журнала является профессор В.А.Кувакин.

РГО занимается изучением истории гуманизма, разработкой философских основа-ний гуманистического мировоззрения (см.: 1, 5, 6, 11), проводит исследования и экс-пертизы в собственном Центре исследований (Center for Inquiry, Moscow), составляет учебные курсы по теории и практике современного гуманизма, переводит на русский язык и издаёт работы ведущих теоретиков мирового гуманистического движения. Об-щество провело две международные конференции – "Наука и здравый смысл в России: кризис или новые возможности" (Москва, 2-4 октября 1997 г.) и "Наука и гуманизм – планетарные ценности третьего тысячелетия" (Санкт-Петербург, 14-18 июня 2000 г.), собравших гуманистов из России и различных стран мира (см.: 8, 9).
К числу важнейших направлений деятельности российских светских гуманистов относится критика различных форм мистицизма и иррационализма. По этому направ-лению РГО тесно сотрудничает с Комиссией РАН по борьбе с антинаукой и фальси-фикацией научных исследований, возглавляемой академиком Э.П.Кругляковым. 3-7 октября 2001 г. в Москве в здании Президиума РАН состоялся международный симпо-зиум «Наука, антинаука и паранормальные верования», на котором обсуждались про-блемы социального и ценностного статуса науки, конфронтации научного и антинауч-ного знания, распространения паранормальных верований и др. (10).

Среди российских светских гуманистов – известные учёные (академики РАН Г.И.Абелев, В.Л.Гинзбург, Э.П.Кругляков, профессора Ю.Н.Ефремов, С.П.Капица, д.ф-м.н. Г.В.Гивишвили и др.), философы (д.филос.н. Л.Б.Баженов, д.филос.н. М.Н.Грецкий, д.филос.н. Д.И.Дубровский, д.филос.н. В.Н.Жуков, д.филос.н А.Ф.Зотов, д.филос.н. В.А.Кувакин, д.филос.н. Ю.М.Павлов, д.филос.н. А.В.Разин, д.филос.н. З.А.Тажуризина, д.филос.н. В.Н.Шевченко, к.филос.н. В.Б.Андреев, к.филос.н. Л.Е.Балашов, к.филос.н. А.В.Соколов и др.), пуб-лицисты (В.М.Васин, А.Г.Круглов (Абелев), Е.К.Сметанин и др.), педагоги, а также другие представители различных слоёв российского общества. Деятельность РГО на-ходит поддержку со стороны проректора и декана философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова д.филос.н., профессора В.В.Миронова и декана философского фа-культета СпбГУ д.филос.н., профессора Ю.Н.Солонина. В своё время деятельность Общества также поддерживали ныне ушедшие из жизни академики РАН Н.Н.Моисеев и И.Т.Фролов.

Теперь обратимся к тем определениям гуманизма, которые даются сегодня российскими гуманистами.

Валерий Кувакин полагает, что гуманизм является следствием естественно прису-щей человеку человечности. "Он предполагается тем обыкновенным фактом, что у каждого из нас есть собственное Я, что есть человек как человек, имеющий "за душой" что-то положительное" (11, с. 101). Однако это вовсе не означает, что люди, так ска-зать "обречены" на гуманизм. Еще философами Древней Греции (Хрисипп, Секст Эм-пирик) было подмечено, что человеческому существу присущи три группы качеств – положительные, отрицательные и нейтральные.

Нейтральные человеческие качества (к ним относятся все физические, нервно-психологические и познавательные способности, свобода, любовь и другие психо-эмоциональные характеристики) сами по себе ни хороши, ни плохи, но становятся та-ковыми, когда сочетаются с положительными и отрицательными качествами человека. На основе отрицательных качеств формируется нечто противоположное гуманизму, например, криминальное или садистское мировоззрение. Оно вполне реально и пред-ставляет собой иррациональную тягу человека к уничтожению и самоуничтожению. К качествам же, характеризующим положительный полюс человеческой природы, отно-сятся "доброжелательность, сочувствие, сострадание, отзывчивость, благоговение, общительность, участие, чувство справедливости, ответственность, благодарность, тер-пимость, порядочность, кооперативность, солидарность и др." (там же, с. 102).

Основным признаком фундаментального характера гуманизма является особый ха-рактер его связи с личностью, которая совершает актуальный выбор себя самой не просто в качестве индивидуального Я (что происходит в обычном акте самосознания), а Я, достойного лучшего в себе и равнодостойного всем ценностям мира. "Осознание человеком своей собственной человечности, ее ресурсов и возможностей – это ре-шающая интеллектуальная процедура, переводящая его с уровня гуманности на уро-вень гуманизма. Каким бы невероятным это иногда ни казалось, но человечность – неустранимый элемент внутреннего мира любого психически нормального человека. Абсолютно бесчеловечных людей не бывает и быть не может. Но нет и абсолютно, стопроцентно человечных людей. Речь идет о преобладании и борьбе в личности того и другого" (там же, с. 102).

Таким образом, важной особенностью гуманистического движения является при-оритетность ценности самого конкретного человека, его достойного образа жизни пе-ред любыми формами идейной и идеологической организации, в том числе и по отно-шению к любой, даже самой блестяще сформулированной гуманистической доктрине или программе. Гуманистический призыв – это "в конечном счёте, призыв к человеку не принимать что-то извне безразлично, а прежде обрести себя с помощью самого себя и объективных возможностей, это призыв мужественно и доброжелательно принять себя таким каков или какова ты есть, докопаться, увидеть в себе позитивные основы самого себя, своей ценности, свободы, достоинства, самоуважения, самоутверждения, творчества, общения и равноправного сотрудничества с себе подобными и всеми дру-гими – социальными и природными – не менее достойными и удивительными реаль-ностями" (там же, с. 108).

Александр Круглов также считает, что гуманизм есть человечность, т.е. "готов-ность строить совместную жизнь на минимуме самых простых, непосредственно ощущаемых каждым, универсальных ценностей (очевидном взаимном праве каждого на жизнь, достоинство, собственность), предоставив взгляды на всё иное свободе со-вести" (там же, с. 109). Таким образом, гуманизм не является идеологией, но являет собой почву, на которую мы становимся, когда хотим забыть о священной тирании любых идеологий.

Гуманизм как мировоззренческая позиция, альтернативная любой идеологической системе, может предложить человеку сознание всякой жизни как ценности, а также учить его жить для ценностей вне его самого – для ближнего, планеты, будущего. "Смысл моей жизни и в ней самой, и в том, чем я помогу жизни других; в том же, что со мной мир не умрёт, и я тоже могу этому способствовать, заключено и мое бессмер-тие. А если личная метафизика что-то нашепчет мне еще о каком-то бессмертии – моё счастье" (там же, с. 122).

Лев Балашов выдвигает 40 тезисов о гуманизме. Он отмечает, что гуманистическая философия – это "умонастроение мыслящих людей, осознанная установка на человеч-ность без границ", а гуманизм – это "осознанная осмысленная человечность" (там же, с. 123). Для гуманиста человек ценен сам по себе как таковой, уже в силу своего рож-дения. Изначально положительного отношения заслуживают все люди – законопос-лушные и преступники, мужчины и женщины, соплеменники или представители дру-гой национальности, верующие или неверующие. Гуманизм стремится избежать край-ностей как коллективизма, ущемляющего индивидуальную свободу человека, так и индивидуализма, игнорирующего или ущемляющего свободу других.

Главным принципом, ориентиром морального и, соответственно, правового пове-дения для гуманиста является золотое правило поведения. В своей отрицательной форме золотое правило формулируется так: "Не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе", в положительной форме оно гласит: "Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой". Отрицательная форма золотого правила устанав-ливает минимальную планку морального отношения человека к другим людям (запре-щает делать зло), положительная форма устанавливает максимальную планку мо-рального отношения (побуждает к добру), определяет максимум требований к пове-дению человека.

Евгений Сметанин определяет гуманизм как "мировоззрение, основанное на гуман-ности, т.е. человеколюбии, уважении человеческого достоинства" (там же, с. 131). Ро-дословная человечности связывается им с теми чертами, которые отличают homo sapiens от животного. Гуманность начинается с осознания себя и своего места в окру-жающем мире. Если животному присуще стремление биологически выжить, то у че-ловека оно преобразуется в стремление к самосовершенствованию, к приобретению полезного опыта. "Человечность же зарождается тогда, когда это стремление направ-ляется и на кого-то ещё, сперва пусть близкого, знакомого, затем и на далекого, а не-редко и на чужого" (там же, с. 132).

Подобное перенесение чувств и установок с самого себя на остальных членов чело-веческого рода, постепенный переход от инстинктов к осознанным поступкам, на-правленным с добрыми намерениями на других людей и на окружающий мир, харак-терно для всякой человеческой деятельности. Одним из условий поддержания гуман-ности в обществе является наличие и накопление морально-этических форм общежи-тия. Высшее проявление личностного начала в человеке – умение жить в гармонии с окружающим миром, постоянно развиваясь и совершенствуясь, требует верного и дос-тойного самоопределения, основанного на опыте, здравом смысле, на убеждение в торжестве гуманности. "Гуманизм как мировоззрение наилучшим образом способст-вует созиданию общества человечных людей" (там же, с. 135).

Определяя гуманизм как человечность, российские гуманисты, отнюдь не живут в мире иллюзий и осознают, насколько далеко отстоят их идеалы от реальной практики общественных отношений в нашей стране. В.Л.Гинзбург и В.А.Кувакин считают, что образ мышления гуманиста как "действительно зрелого, серьёзного, естественно де-мократичного и в целом уравновешенного человека" (там же, с. 9), мягко говоря, не гармонирует с культурной, моральной и психологической атмосферой современной России. Среди причин "непопулярности" гуманистических идей они выделяют такие факторы как: 1) некоммерческий характер гуманистических ценностей, их ориентиро-ванность на здравый смысл; 2) чуждость гуманизма всякой эксцентричности; 3) высокий уровень самодисциплины, самостоятельности, свободы, нравственной, правовой и гражданской ответствености, который предъявляет гуманистическое ми-ровоззрение к своим приверженцам (см.: там же).

Однако, несмотря на не слишком благоприятную общественную атмосферу, рос-сийские гуманисты считают, что альтернативы гуманизму у нашей страны просто нет. По их мнению, ни религиозный фундаментализм и национализм, ни декаденствующий постмодернизм не в состоянии предложить реальные пути оздоровления обществен-ной жизни. Современные российские светские гуманисты, пишет В.А.Кувакин, не бу-дут обречённо ждать, когда счастливая судьба, сильный справедливый и добрый пра-витель или снизошедшая с небес "русская идея" наконец-то спасут Россию. Они убеж-дены в том, что "активное отношение к себе и окружающему, деятельная, мужествен-ная, творческая, самостоятельная и жизнестойкая позиция может обеспечить достой-ное положение человека в обществе" (там же, с. 2-3).

Заключение

Представленное в обзоре развитие теории и практики гуманизма в XX в., по-видимому, уже не даёт оснований сомневаться в факте действительного существова-ния гуманистической традиции в современной философии и культуре.

Другой вопрос состоит в выявлении философского статуса этой традиции. Как из-вестно, сегодня гуманизм не принадлежит к числу ни известных философских направ-лений (таких как материализм и идеализм, рационализм и эмпиризм, прагматизм и утилитаризм, экзистенциализм и феноменология и др.), ни общепринятых разделов философского знания (таких как гносеология, логика, метафизика, политическая фи-лософия, социальная философия, этика, эстетика, философская антропология и др.). Так что же такое философия гуманизма, возможна ли она в принципе в рамках слиш-ком специализированной философии нашего времени? Или, быть может, гуманизм стремится возвратить философии её исконное, во многом утраченное в последние сто-летия предназначение любви к мудрости и стремления к благой жизни?

Хотелось бы надеяться, что ответ на этот вопрос мы услышим уже в XXI в. Его ре-шение будет зависеть как от самих гуманистов, так и от готовности сообщества про-фессиональных философов принять философию гуманизма в свои ряды.

© Ю.Ю. Чёрный, 2006

Литература

1. Балашов Л.Е. Гуманистический манифест. – М., 2000. – 15 с.
2. Движение свободомыслящих в капиталистических странах на современном эта-пе: Реферативный обзор. – М.: ИНИОН АН СССР, 1983. – 175 с.
3. Движение свободомыслящих: теория и практика. Реферативный. сборник. – М.: ИНИОН АН СССР, 1992. – 175 с.
4. Девина И.В. Гуманизм и свободомыслие. Научно-аналитический обзор. – М.: ИНИОН РАН, 1996. – 55 с.
5. Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов. – М., 1996–.
6. Кувакин В. Твой рад и ад: Человечность и бесчеловечность человека (Филосо-фия, психология и стиль мышления гуманизма). – СПб.: Алетейя, М.: Логос, 1998. – 360 с.
7. Куртц П. Мужество стать: Добродетели гуманизма. Пер. с англ. // Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов. Специальный выпуск. – М., 2000. – 160 с.
8. Наука и гуманизм – планетарные ценности третьего тысячелетия. Тезисы между-народной научной конференции. – СПб., 14-18 июня 2000 г. // Специальный выпуск ежеквартальника "Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов". – Сост.: В.А.Кувакин. Общ. ред.: А.Г.Круглов, В.А.Кувакин. – М.: Российское гумани-стическое общество, 2000. – 159 с.
9. Наука и здравый смысл в России: кризис или новые возможности? (Материалы международной конференции гуманистов) // Специальный выпуск ежеквартальника "Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов". – Сост. и общ. ред.: В.А.Кувакин, П.Хеар, А.В.Разин. – М.: Российское гуманистическое общество, 1998. – 274 с.
10. Поругание разума: экспансия шарлатанства и паранормальных верований в рос-сийскую культуру XXI века / Тезисы к международному симпозиуму «Наука, анти-наука и паранормальные верования». Москва, 3-7 октября 2001 г. Сост. и ред. В.А.Кувакин / Библиотека журнала «Здравый смысл». – М.: Российское гуманистиче-ское общество, 2001. – 120 с.
11. Современный гуманизм: Документы и исследования // Специальный выпуск ежеквартальника "Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов". – Сост. В.А.Кувакин. Общ. ред.: А.Г.Круглов, В.А.Кувакин. – М.: Российское гумани-стическое общество, 2000. – 141 с.
12. A Rationalist Encyclopædia. A book of reference on religion, philosophy, ethics and science by Joseph McCabe. – 2 ed., London, Watts & Co, 1950. – 633 p.
13. Blackham H.J. Humanism. 2d rev. ed. – New York, International Publications Ser-vice, 1976. – 224 p.
14. Building a world community: humanism in the twenty-first century: papers delivered at the Tenth Humanist World Congress /Ed. by Paul Kurtz with the cooperation of Levi Fragell and Rob Tielman. – Buffalo, New York: Prometheus Books, 1989. – 362 p.
15. Duncan H. Secular humanism: the most dangerous religion in America. – Lubbock, Texas: Missionary Crusader, 1979. – 81 p.
16. Ehrenfeld D. The arrogance of humanism. – Oxford, New York, Toronto, Melbourne: Oxford University Press, 1981. – 286 p.
17. Geisler N.L. Is Man the Measure? An Evaluation of Contemporary Humanism. – Grand Rapids, Michigan: Baker Book House, 1983. – 201 p.
18. Hiorth F. Introduction to Humanism. – Pune, Indian Secular Society, 1996. –
248 p.
19. Humanist Ethics: Dialogue on Basics / Ed. by Morris B. Storer. – Buffalo, New York: Prometheus Books, 1980. – 303 p.
20. Kurtz P. In defense of secular humanism. – Buffalo, New York: Prometheus Books, 1983. – 281 p.
21. Kurtz P. Toward a new enlightenment: the philosophy of Paul Kurtz / Ed. by Vern L. Bullogh, Timothy J. Madigan. – New Brunswick (USA) and London (UK): Transaction Pub-lishers, 1994. – 401 p.
22. Lamont C. Humanism as a Philosophy. – New York: Philosophical Library, 1949. – 368 p.
23. Lamont C. The Philosophy of Humanism. – London: Vision Press Ltd., 1961. – 243 p, with diagr.
24. Matthews E. The challenge of secular humanism. – Edinburgh: The Humanist Society of Scotland, 1991. – 272 p.
25. Moral problems in contemporary society. Essays in humanistic ethics / Ed. by Paul Kurtz. – Buffalo, New York: Prometheus Books; London: Pemberton Books, 1973. – 301 p.
26. Prometheus Books. Complete Catalog. Fall, Winter 2000-2001. – Amherst (N.Y.), Prometheus Books. – 78 p.
27. Sidney Hook. Philosopher of Democracy and Humanism /Ed. by Paul Kurtz. – Buf-falo, New York: Prometheus Books, 1983. – 372 p.
28. The best of humanism / Ed. by Roger E. Greeley. Published in cooperation with the North American Committee for Humanism. – Buffalo, New York: Prometheus Books, 1988. – 224 p.
29. The Encyclopedia of Unbelief /Ed. by Gordon Stein. – Buffalo, New York: Prome-theus Books, 1985. – Vol. one, A-K. – 819 p.
30. The Humanist Alternative: some Definitions of Humanism /Ed. by Paul Kurtz. – Buf-falo, New York: Prometheus Books; London: Pemberton Books, 1973. –
190 p.
31. Who's Who in Hell: A Handbook and International Directory for Humanists, Free-thinkers, Naturalists, Rationalists and Non-Theists / Complied by Warren Allen Smith. – New York, Barricade Books, 2000. – 1237 p.
32. Wilson E.H. The Genesis of a Humanist Manifesto / Ed. by Teresa Maciocha. – Amherst, New York: Humanist Press, 1995. – 225 p.