Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Современный гуманизм. Аналитический обзор. Часть 3.

Светский гуманизм

Ответом на критику светского гуманизма со стороны консервативных религиозных групп стал программный документ под названием "Декларация светского гуманизма" ("A Secular Humanist Declaration")1. Его подписали 58 видных учёных, писателей, ху-дожников и общественных деятелей. Среди них – философы Пол Куртц, Джозеф Л. Блау, Сидни Хук, Уолтер Кауфман (Walter Kaufman), Джозеф Марголис, Эрнест На-гель, Уиллард Куайн, Кай Нильсен, Альфред Айер, Гарольд Дж. Блэкхем, вдова фило-софа Бертрана Рассела Дора Расселл (Dora Russell), психолог Б.Ф.Скиннер, теолог Джозеф Флетчер (Joseph Fletcher), писатель-фантаст Айзек Азимов, биолог Фрэнсис Крик, астроном Жан-Клод Пекер (Jean-Claude Pecker), антрополог Г. Джеймс Бёркс (H. James Birx), президент Индийского секулярного общества А.Б.Шах (A.B.Shah), редак-торы гуманистических изданий Джеймс Херрик (James Herrick) и Николас Уолтер (Nicolas Walter), российские диссиденты – специалист по компьютерным технологиям Валентин Турчин, биолог Жорес Медведев и др. Впоследствии П.Куртц дал более раз-вёрнутый ответ критикам в книге "В защиту светского гуманизма" ("In defense of secular humanism", 1983), куда был включён и текст Декларации (20).

"Светский гуманизм, - гласили первые строки этого программного документа, - ре-альная сила в современном мире. В настоящее время он подвергается необоснованным и неудержимым нападкам с самых разных сторон. Данный Манифест отстаивает ту форму светского (секулярного) гуманизма, которая определённо соответствует прин-ципам демократии. Он противостоит всем разновидностям веры, которые ищут сверхъестественных санкций для своих ценностей или подчиняются силе диктата" (11, с. 81). Выделив десять фундаментальных принципов светского гуманизма (свободное исследование; отделение церкви от государства; идеал свободы; этика, основанная на критическом мышлении; моральное образование; религиозный скептицизм; разум; наука и техника; эволюция; образование), светские гуманисты призвали всех людей, в том числе и верующих, разделить свои идеалы и стать на их защиту. "Демократиче-ский светский гуманизм, - указывалось в заключении Декларации, - слишком сущест-венен для человеческой цивилизации, чтобы им можно было пренебречь… Наша зада-ча – распространять идеалы разума, свободы, личного и общественного согласия и демократии во всём мировом сообществе… Светский гуманизм верит скорее в чело-веческий разум, чем в божественное руководство. Скептически относясь к теориям искупления, проклятия и реинкарнации, светские гуманисты пытаются осмыслить человеческое бытие в реалистических категориях; люди сами ответственны за собствен-ные судьбы" (там же, с. 90-91).

Декларация стала документом, окончательно зафиксировавшим размежевание светского и либерально-религиозного гуманизма. В ней подчеркивалось принципи-альное различие между религией и светским гуманизмом, что отражало общее стрем-ление преобладающего большинства гуманистических организаций выявить само-стоятельный философский, нравственный и гражданский статус гуманизма. В Декла-рации указывалось, что светский гуманизм представляет собой комплекс моральных и научных ценностей, которые не могут и не должны быть приравнены к религиозной вере.

Рост популярности именно светского гуманистического движения в период после Второй мировой войны был связан с укреплением демократии, гражданских свобод, законности и правопорядка наряду с прогрессом знания, культуры, техники и жизнен-ных стандартов. "Сегодня определение "секулярный", – отмечает В.А.Кувакин, – име-ет целью сбалансировать в рамках общегуманистического мировоззрения скептиче-ское, агностическое, рационалистическое, научно-материалистическое сознания. Тер-мин "секулярный" нагружен и определённым социальным смыслом, по преимуществу общедемократическим и антиклерикальным. В него вкладывается и современная пра-возащитная и экологическая программа, а также конкретный стиль и психология мышления" (6, с. 44-45).

Современные организации светского гуманизма обладают развитой инфраструкту-рой, в том числе в виде печатных изданий, радио- и телевизионных программ. Журнал "Международные гуманистические новости" регулярно публикует данные о периоди-ческих изданиях гуманистического характера. В настоящее время на Интернет-сайте МГЭС размещена информация о 155 таких изданиях.

В пригороде Буффало г. Амхёрсте (США, штат Нью-Йорк) находится крупнейшее в мире гуманистическое издательство "Прометеус Букс" (Prometheus Books)2. Каталог издательства на второе полугодие 2000 г. предлагал читателям около 1 тыс. книг по самой различной тематике (26). Круг затрагиваемых проблем отражает широту инте-ресов современных светских гуманистов. Среди разделов каталога – "Альтернативная медицина", "Атеизм", "Библейский критицизм", "Христианская наука", "Церковь и государство", "Творение и эволюция", "Критическое мышление", "Образование", "Библиотека свободной мысли", "Гомосексуализм и лесбиянство", "Золотой возраст" (проблемы пожилых людей), "Здоровье", "Гуманизм", "Человеческая сексуальность", "Исламские исследования", "Литературная классика", "Моральные вопросы" (пробле-мы абортов, прав животных, смертной казни, эвтаназии и медицинской этики), "По-пулярная наука", "Психология", "Религия и политика", "Русская история", "Наука и паранормальное" (астрология, магия, парапсихология и физика, морские мистерии, НЛО), "Сексуальная автобиография", "Социальная наука и текущие события", "Жен-ские вопросы", "Юным читателям" и др.

Новейшими направлениями в деятельности мирового гуманистического движения являются: 1) разработка программ секулярного гражданского сервиса (от ритуалов именования до похорон); 2) преподавание в школах и других учебных заведениях дис-циплин гуманистического цикла как реальной альтернативы религиозным программам обучения; 3) защита прав и свободы советсти неверующих граждан; 4) научный анализ религии и независимая экспертиза заявлений о паранормальных феноменах (см.: 6, с. 46). С целью реализации этих программ создаются различные национальные и меж-дународные гуманистические структуры.

В 1980 г. была создана международная организация – Совет по демократическому и светскому гуманизму (Council for Democratic and Secular Humanism, Codesh). С 1996 г. она стала называться Советом по светскому гуманизму (Council for Secular Humanism, CFH)1. Совет по светскому гуманизму издаёт журналы "Свободное исследование" ("Free Inquiry")2 и "Фило. Журнал общества гуманистических философов" ("Philo. Journal of the Society of Humanist Philosophers").

В 1983 г. Совет по демократическому и светскому гуманизму организовал Между-народную академию гуманизма (International Academy of Humanism). Члены Акаде-мии, постоянное число которых не должно превышать 60 человек, отвергают сверхъ-естественные или оккультные объяснения Вселенной, концентрируют свои усилия на развитии разума и научных исследований, поощряют моральный рост и основанное на опыте этическое развитие индивида. Дополнительные гуманистические лауреаты из-бираются членами Академии за выдающиеся заслуги в области образования, научных исследований, творчества в области литературы и искусства или других достижений. Деятельность Академии включает проведение семинаров и конгрессов, издание обще-ственных заявлений, публикацию статей, монографий и книг, демонстрирующих гу-манистический взгляд на мир. В секретариат Академии входят: Пол Куртц (Прези-дент), Верн Буллох (Vern Bullough), Энтони Флю, Джеральд Ларю (Gerald Laru) и Жан-Клод Пекер. В 1999 г. членами Академии состояли такие известные люди как философ Исайя Берлин, правозащитница Елена Боннэр, философ науки Марио Бунге, биолог Фрэнсис Крик, биолог Ричард Докинс, семиотик Умберто Эко, философ Пол Эдвардс, философ Юрген Хабермас, физик Сергей Капица, поэт Октавио Пас, фило-соф Ричард Рорти, бывший президент Сенегала Леопольд Сенгор, философ Светозар Стоянович и др. (31, с. 574-575).

Ещё одной известной международной гуманистической организацией является соз-данный в 1976 г. Комитет по расследованию заявлений о паранормальных феноменах (Committee for the Scientific Investigation of Claims of the Paranormal, CSICOP)1. Эта организация также имеет свой печатный орган – журнал "Скептический исследова-тель" ("Skeptical Inquirer").

В 1995 г. в Амхёрсте (штат Нью-Йорк, США) в непосредственной близости от ком-плекса зданий универсистета штата Нью-Йорк в Буффало был построен и открыт спе-циальный исследовательский центр (Center for Inquiry, CFI)3 Совета по светскому гу-манизму и Комитета по расследованию заявлений о паранормальных феноменах. В этом центре на площади более 1,8 тыс. м² разместились две упомянутые выше органи-зации, а также редакции журналов "Свободное исследование", "Фило" и "Скептический исследователь". Центр исследований располагает не имеющей аналогов в мире библиотекой по проблемам гуманизма и свободомыслия объёмом около 50 тыс. томов.

Опыт создания Центра исследований в Амхёрсте, координирующего информаци-онные, коммуникативные и исследовательские ресурсы, занимающегося разработкой конкретных гуманитарных и филантропических программ, организующего различные мероприятия, повлёк за собой создание сети аналогичных центров как в США (Казнас Сити, Лос Анжелес), так и в других странах – Великобритании (Оксфорд) и России (Москва).

В 1988 г. на Всемирном гуманистическом конгрессе в Буффало (США) была при-нят очередной программный документ светского гуманизма под названием "Деклара-ция взаимной зависимости" ("A Declaration of Global Interdependence")1. Эта Деклара-ция имела целью дополнить Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН в 1948 г., кодексом взаимных нравственных, юридических и гражданских обязательств личности и общества в свете глобализации человеческих отношений (см.: 21, с. 38-44).

Сегодня ведущим теоретиком светского гуманизма является Председатель совета по светскому гуманизму, Президент Международной академии гуманизма, почётный профессор университета штата Нью-Йорк в Буффало Пол Куртц (США)2. Куртц был организатором "Диалогов о гуманизме между марксистами и немарксистами" и "Диа-лога между Ватиканом и гуманистами", являлся защитником свободы совести и прав неверующих. Его перу принадлежат более 35 книг и сотни статей по проблемам гуманизма.

В числе главных сочинений П.Куртца – книги "Решимость и состояние человека" ("Decision and the condition of man", 1965), "Полнота жизни" ("The fullnes of life", 1974), "В защиту светского гуманизма" ("In defense of secular humanism", 1984), "Искушение потусторонним" ("The transcendental temptation: a critique of religion and the paranormal", 1986; рус. пер. – 1999), "Запретный плод: этика гуманизма" ("Forbidden fruit: the ethics of humanism", 1987; - рус. пер. – 1993), "Евпраксофия: жизнь без рели-гии" ("Eupraxofy: living without religion", 1989), "Философские эссе о прагматическом натурализме" ("Philosophical essays in pragmatic naturalism", 1990), "Новый скептицизм: исследование и надёжное знание" ("The new scepticism: inquiry and reliable knowledge", 1992), "Навстречу новому Просвещению: философия Пола Куртца" ("Toward a new Enlightenment: the philosophy of Paul Kurtz", 1994), "Мужество стать: ценности гума-низма" ("The courage to become: the virtues of humanism", 1997; рус. пер. – 2000), "Гу-манистический манифест 2000: призыв к новому планетарному гуманизму" ("Humanist Manifesto 2000: A call for a new planetary humanism", 2000; рус. пер. – см.: 11) и др.

Куртц является основателем крупнейшего в мире гуманистического издательства Прометеус Букс, Совета по светскому (секулярному) гуманизму – учредителя журнала "Свободное исследование" и Комитета по научному расследованию заявлений о пара-нормальных феноменах. 8 февраля 1999 г. на 14-м Всемирном конгрессе МГЭС, со-стоявшемся в Бомбее (Индия) ему была присуждена Международная Гуманистическая премия. Президент МГЭС Л.Фрагелл отметил, что "Пол Куртц в течение десятилетий считается ведущим мировым пропагандистом идеалов и ценностей светского гума-низма, критиком тоталитаристских и фундаменталистских догм и последовательным защитником человеческих прав и свобод" (см.: 7, с. 154).

В числе других активно действующих в наши дни представителей мирового гуманистического движения можно отметить имена Тимоти Дж. Мэдигана (Timothy J. Madigan), Томаса Флинна (Thomas Flynn), Г. Джеймса Бёркса, Джона Ксантопулоса (John Xanthopoulos) (США), Нормана Бэкрака (Norman Bacrac) и Джеймс Херрика (Великобритания), Роберта Тилмана (Robert Tielman) (Голландия), Леви Фрагелла (Levi Fragell) и Финнгейра Хьёрса (Finngeir Hiorth) (Норвегия), Уильяма Кука (William Cooke) (Новая Зеландия) и др. (см.: 31).

В 1991 г. с целью представления гуманистического мировоззрения и защиты прав неверующих в Совете Европы и Европейском Парламенте была образована субструк-тура МГЭС – Европейская гуманистическая федерация (ЕГФ) (European Humanist Federation, EHF)2. В 1993 г. ЕГФ провела свой учредительный конгресс в Берлине, а в 1994 г. в её рамках был создан Секретариат по Восточной и Центральной Европе, це-лью которого является поддержка зарождающихся или возрождающихся светских гу-манистических движений в странах бывшего социалистического лагеря. В октябре 1995 г. в Берлине состоялась Первая международная конференция по проблемам раз-вития светского гуманизма в странах Центральной и Восточной Европы, в которой приняли участие делегаты из России. В 1995 г. Президентом исполнительного комите-та ЕГФ был избран Стейнар Нильсен (Steinar Nilsen) (Норвегия), а Вице-президентами – Анн-Мари Франши (Ann-Marie Franchi) (Франция) и Роберт Тилман (Нидерланды) (6, с. 45; 31, с. 354).

В 90-е гг. внимание гуманистов привлекло широкое распространение в мире такого идейного движения как постмодернизм. Оно приобрело известность вследствие то-тальной критики "модерна" (современности), под которым понималась традиция, свя-занная с рационализмом Нового времени и Просвещением. Постмодернисты постави-ли под сомнение деятельность Декарта и Бэкона, Локка и Вольтера, Дидро и Кондор-се, Канта и Гёте, Маркса и Фрейда.

Такие французские постмодернисты как Ж.Деррида, Ж.Лакан, Ж.-Ф.Лиотар, Ж.Бодрийар, Ж.Делёз и др. занимают в целом антигуманистичскую позицию. Оттал-киваясь от пессимистической философии позднего Хайдеггера, они считают объек-тивное научное знание разновидностью мифа и подвергают критике развитие техноло-гии. По их мнению, люди не способны к свободному и автономному выбору, не могут следовать рациональным принципам и нести ответственность за свои действия. По-стмодернисты сомневаются в возможности выработки универсальных этических норм, критикуют центральные для современного гуманизма идеи либеральной демократии и прав человека (см.: 31, 878).

Гуманисты согласны с постмодернистами в том, что XX в. действительно обнажил присутствующие в культуре антигуманные тенденции. Вместе с тем, они не могут принять идею полного отрицания "модерна". В частности, П.Куртц, полагает, что если идеалы Просвещения соответствующим образом адаптировать к современной ситуа-ции, они могут снова стать жизнеспособными. "Ключевой вклад модерна, – пишет он, – всё ещё сохраняет своё значение, но возможно, только в виде "пост-постмодернизма" (post-post-modernism), или нового гуманистического ренессанса. Нам необходима не деконструкция, а реконструкция человеческого знания и ценностей, скорее ревизия, чем высмеивание (derision) человеческих возможностей" (21, с. 5).

"Пост-постмодернистское" мировоззрение современного гуманизма получило своё выражение в новом программном документе под названием "Гуманистический мани-фест 2000: призыв к новому планетарному гуманизму".

Появление "Гуманистического Манифеста 2000" было вызвано изменениями, про-изошедшими в последние десятилетия XX в. Среди них – крах коммунизма в СССР и странах Восточной Европы, прекращение противостояния военных блоков, ускорение глобализации мировой экономики, сохранение высоких темпов научно-технического прогресса, возникновение и стремительное развитие глобальной компьютерной сети Интернет и.т.д. Эти и глубокие перемены вызвали потребность в новой интегративной оценке современной жизни и перспектив мирового сообщества с точки зрения гумани-стического мировоззрения.

Может возникнуть справедливый вопрос, почему новый программный документ был назван Гуманистическим манифестом 2000, а не Гуманистическим манифестом III? Дело в том, что проект текста был подготовлен Международной академией гума-низма, а авторские права на первые два манифеста принадлежат Американской гума-нистической ассоциации. Появление Гуманистического манифеста III автоматически означало бы, что Ассоциация могла претендовать на копирайт этого документа. Поэтому новый манифест был назван "Гуманистический манифест 2000".

Подписи под документом поставили: философы Пол Куртц, Даниэль Деннетт (Daniel Dennett), Марио Бунге, социолог Роб Тилман, писатель-фантаст Артур Кларк, нобелевский лауреат в области литературы Хосе Сарамаго (José Saramago), писатель-ница, защитница гражданских свобод Таслима Насрин (Taslima Nasrin), нобелевские лауреаты в области химии Поль Д. Бойе (Paul D. Boyer), Гарольд В. Крото (Harold W. Kroto), Ферид Мурад (Ferid Murad), Герберт А. Гауптманн (Herbert A. Hauptmann), но-белевские лауреаты в области биологии Йенс С. Скоу (Jens C. Skou), Жан-Мари Ленн (Jean-Marie Lehn), Баруй Бенасеррафф (Baruj Benaserraff), биолог Ричард Докинс (Richard Dawkins), зоолог Эдвард Уилсон (Edward O. Wilson), антрополог Г.Джеймс Бёркс, астроном Жан-Клод Пекер, президент МГЭС Леви Фрагелл и др. С российской стороны Гуманистический манифест 2000 подписали: академик В.Л.Гинзбург, акаде-мик Н.Н.Моисеев, член-корреспондент РАН Г.И.Абелев, профессора Ю.Н.Ефремов, С.П.Капица, В.А.Кувакин, А.В.Разин, д.ф-м.н. Г.В.Гивишвили. Манифест также под-держали академики РАН Н.Г.Басов, Е.П.Велихов, Э.П.Кругляков, члены-корреспонденты РАН А.А.Гусейнов, В.А.Лекторский, Л.Н.Митрохин, научные со-трудники РАН д.филос.н. Л.Б.Баженов, д.филос.н. В.Г.Буров, д.филос.н. М.Н.Грецкий, д.филос.н. Д.И.Дубровский, д.филос.н. В.М.Межуев, д.филос.н. Г.Л.Тульчинский, профессора МГУ д.филос.н. И.А.Гобозов, д.филос.н. А.Ф.Зотов, д.филос.н. А.Д.Косичев, д.филос.н. М.А.Маслин, д.филос.н. В.В.Миронов, д.филос.н. А.П.Назаретян, д.филос.н. А.Т.Павлов, д.филос.н. Ю.М.Павлов, д.филос.н. З.А.Тажуризина, д.филос.н. А.Н.Чанышев, профессора СпбГУ д.филос.н. Ю.Н.Солонин, д.филос.н. В.П.Бранский и др. (см.: 5, № 13 (1999), с.36-38).

Гуманистический манифест 2000 представляет собой развёрнутую программу по-строения глобального планетарного сообщества. Он состоит из "Преамбулы" и девяти частей (I. Преамбула. Пролог к настоящему манифесту. Почему именно планетарный гуманизм? II. Перспективы лучшего будущего. III. Научное мировоззрение. IV. Позитивные плоды технического прогресса. V. Этика и разум. VI. Наш общий долг перед единым человечеством. VII. Планетарный Билль о правах и обязанностях. VIII. Новый глобальный план действий. IX. Необходимость в новых планетарных ин-ститутах. X. Оптимизм относительно перспектив человечества).

Не вдаваясь в подробности этого весьма обширного документа, ещё раз отметим его пост-просветительский и пост-постмодернистский характер. "Философское Про-свещение восемьнадцатого века, во многом составляющее дух настоящего Манифеста, было, несомненно, ограничено рамками своего времени. Его трактовка разума скорее как некоего абсолюта, чем как предполагающего пробы и ошибки инструмента для достижения человеческих целей, к настоящему времени преодолена. Тем не менее, его убеждённость в том, что наука, разум, демократия, образование и гуманистические ценности способствуют человеческому прогрессу, обладает для нас огромной притя-гательной силой и сегодня. Планетарный гуманизм, представленный в данном Мани-фесте, является по своему мировоззрению пост-постмодернистским. Он основывается на высших ценностях современности, стремится преодолеть отрицательное влияние постмодернизма и ориентирован на информационный век, заря которого только на-ступает, и на всё то, что последний предвещает для будущего человечества" (11, с. 38-39).

Таким образом, современные светские гуманисты, признавая наличие в современ-ном обществе и современной философии деструктивных тенденций, с оптимизмом смотрят в будущее. По их мнению, раскрытие потенциально заложенного в каждом человеке ресурса гуманности будет зависеть как от личных усилий самих индивидов, так и от государств и правительств, создающих благоприятные условия для жизни и творчества своих граждан.

Важной теоретической проблемой, неоднократно обсуждавшейся гуманистами в XX в. и продолжающей обсуждаться в наши дни, является вопрос о том, что такое гуманизм.

Около 30 лет тому назад П.Куртц предложил тридцати широко известным гумани-стам дать свои определения гуманизма. В результате было получено большое количе-ство различных определений (в числе соавторов – Сидни Хук, Джозеф Л .Блау (Joseph L. Blau), Г. Дж. Блэкхем, Энтони Флю, Беррес Ф. Скиннер, К.Ламонт, Я. П. ван Прааг и др.). Так родилась книга "Гуманистическая альтернатива: некоторые определения гуманизма" ("The humanist alternative: some definitions of humanism", 1972) (30).

Как это обычно бывает с наиболее общими философскими понятиями, гуманизм имеет столько определений, сколько имеется крупных философов (см. также: 28). И всё же по этому вопросу существует необходимость не просто философской рефлек-сии, но выявления сущностных черт гуманистического мировоззрения, позволяющих провести черту, отделяющую его от других видов мировоззрений.

Свой вариант определения светского гуманизма предлагает шотландский философ-гуманист, сотрудник университета г. Абердин Эрик Мэттьюз (Eric Matthews). Свет-ский гуманизм, указывает он, – это не какая-либо специфическая система верований, религиозная или квазирелигиозная. Скорее он представляет собой определённое от-ношение к жизни (attitude to life). Мэттьюз приводит определение гуманизма, которое даёт Гуманистическое общество Шотландии (Humanist Society of Scotland): "Гумани-сты верят в то, что имеющаяся у нас жизнь является единственной, и мы должны стремиться сделать её достойнее и счастливее, насколько это возможно для нас и дру-гих людей. Мы не согласны с тем, что существуют доказательства существования ка-ких-либо богов или жизни после смерти, и мы полагаем, что должны смотреть в лицо проблемам этого мира без перспективы потусторонней помощи. Не существует необ-ходимости иметь для жизни "окончательную цель". Жизнь может иметь столько же смысла или цели, насколько индивид стремится ей придать" (24, с. 3).

В течение многих лет свой вариант определения светского гуманизма разрабатыва-ет П.Куртц. В "Энциклопедии неверия" ("The Encyclopedia of Unbelief", 1985) Куртц определял светский гуманизм как: 1) метод исследования; 2) мировоззрение и 3) систему ценностей (29, с. 330-331). В одной из своих последних статей, опублико-ванной в 1998 г., он вновь возвращается к этому вопросу.

По мнению Куртца, дать более или менее четкое, пусть даже самое общее опреде-ление гуманизма, с которым согласились бы все называющие себя гуманистами, не-просто. Из истории идей хорошо известно, что часто философов, объединившихся в некоторое направление, связывали их "против", чем "за". Также необходимо разо-браться в том, что же в действительности представляет собой гуманизм – определен-ную философскую школу (подобную эмпиризму рационализму, прагматизму, логиче-скому позитивизму или аналитической философии), метафизическое учение (такое как платонизм, школа Аристотеля, идеализм, материализм), либо он предлагает свою осо-бую этику (вроде утилитаризма или неокантианства)?

Сегодня многие важные философские учения отождествляют себя с гуманизмом; многие крупные мыслители (от Маркса и Фрейда до Сартра и Камю, Дьюи и Сантая-ны, Карнапа и Айера, Куайна, Поппера, Флю и Хука, Хабермаса и Ферри) считают себя гуманистами. Наконец, имеются различные разновидности гуманизма – натура-листический, научный и секулярный, атеистический и религиозный, христианский, иудейский и дзен, марксистский и демократический, экзистенциалистский и прагматический.

Возникает справедливый вопрос: "Не вступаем ли мы тут в бездонную трясину, где под гуманизмом каждый может разуметь все, что ему заблагорассудится – справедли-вость ли, демократию, социализм или либерализм, - и не способен ли этот термин рас-тягиваться, подобно эластичным носкам, по мерке каждого? Мало кто в прошлом со-гласился бы считаться антигуманистом, это было бы все равно, что быть антигуман-ным – вплоть до последнего времени, когда постмодернисты и фундаменталисты от-крыто восстали против гуманизма. Ныне многие защитники животных осуждают гу-манизм, подозревая его в исключительном пристрастии к человеческому роду, тогда как, по их убеждению, такое же право на существование следует признавать за всеми формами жизни на планете" (7, с. 138).

Всё же Куртц считает, что дать определение гуманизма возможно. Это, конечно, не стоит делать в духе эссенциализма, ибо никакой особой гуманистической сущности, заложенной в природе вещей, не существует. Термин "гуманизм" имеет два аспекта – описательный (descriptive) и предписывающий (prescriptive). Он описателен в том смысле, что помогает отнести некоторых мыслителей и/или некоторые школы к раз-ряду гуманистических, но также обладает и нормативным характером, поскольку спо-собен предопределить некое новое применение принципа.

Куртц предлагает выделить пять следующих "стержневых" ("core") признаков гуманизма:

1) гуманизм предлагает набор ценностей и достоинств, вытекающих из признания человеческой свободы и самостоятельности. Этика гуманизма противостоит этике ре-лигиозно-авторитарной;
2) гуманизм отрицает идею сверхъестественного;
3) гуманизм привержен методу исследования, опирающемуся на разум и научную объективность;
4) гуманизм обладает своей нередуктивистской естественной онтологией, основан-ной на научном знании;
5) делом философов-гуманистов являются не только вопросы теории, но и вопло-щение идей гуманизма в практической жизни как альтернативы теистическим религи-ям (см.: 7, с. 136). Важно подчеркнуть, что данные принципы связаны логическим от-ношением коньюнкции, т.е. под гуманизмом следует понимать то, что подчиняется всем без исключения перечисленным признакам.
Особое внимание Куртц уделяет проблемам гуманистической практики (пятый принцип). Если гуманизм нельзя считать верой, то каким образом он может удовле-творить экзистенциальную потребность всякого человека – потребность в смысле? Если мы отбрасываем веру в Бога как чистое безумство, то что мы можем предложить взамен?

В этой связи он предлагает ввести новое понятие, находящееся между религией, с одной стороны, и философией и наукой – с другой. Это понятие евпраксофия (euprax-sofia; от лат. eu-блаженство, praxis – практика и sofia - мудрость). Куртц полагает, что "пока гуманизм – секулярный гуманизм – не перерастет в евпраксофию, ему не удаст-ся покорить человеческих сердец, что он обязан совершить, если хочет завоевать при-знание" (7, с. 150). Пока гуманизм не станет реальной альтернативой религиозным культам, он "похоже, рискует остаться одним из интересных интеллектуальных дви-жений, занимающих ограниченное число ученых философов, но имеющих мало отно-шения к живой жизни" (там же).

Таким образом, современный светский гуманизм заявляет о себе как об идейном движении, в котором теория и практика должны быть неразрывно связаны и органиче-ски дополнять друг друга. Поэтому среди круга обсуждаемых гуманистами философ-ских проблем прежде всего следует выделить проблемы этики (см., напр.: 19; 25), проблемы развития науки и технологий, а также глобальные проблемы современно-сти. Авторы книги "Построение мирового сообщества: гуманизм в двадцать первом столетии" ("Building a world community: humanism in the twenty-first century", 1989) считают, что в ближайшее время наиболее актуальными для светского гуманизма ста-нут вопросы: 1) развития науки, технологии и этики; 2) этики глобальной кооперации; 3) экологии и народонаселения; 4) глобальной войны и глобального мира; 5) прав че-ловека; 6) этики будущего; 7) сексуальности и пола; 8) религии будущего; 9) воспитания детей и морального образования; 10) биомедицинской этики; 11) будущего гуманистического движения (14).