Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

В. А. КУВАКИН Биографическая справка

Валерий Александрович Кувакин

КУВАКИН Валерий Александрович (08. 05. 1939) – специалист по истории философии, аксиологии и философской антропологии, доктор философских наук, заслуженный профессор Московского университета. Родился в Москве. Окончил философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова (1967), аспирант того же факультета (1970). С 1970 г. работает на философском факультете Московского государственного университета, с 1984 г. – профессор. Докторская диссертация – “Религиозный идеализм в России эпохи империализма” (1980).

В 1986 – 1992 гг. – заведующий кафедрой Истории философии народов СССР / Истории отечественной философии / Истории русской философии.

С 1975 по 1992 г. – зам. декана по работе с иностранными учащимися.

С 1985 г. по 1993 г. – первый зам. главного редактора – главный редактор (с 1989 г.) журнала “Вестник МГУ. Серия. Философия”.

С 1996 г. по 2012 г. –  основатель и главный редактор ежеквартальника “Здравый смысл. Журнал скептиков, оптимистов и гуманистов” ISSN 1814-0416.

С 2006 г. – член редколлегии бюллетеня Комиссии РАН по борьбе с лженаукой «В защиту науки».

С  2005 г. редактор научно-информационного и образовательного  портала www.humanism.ru

C2012 г. – редактор сайта Санкт-Петербургского отделения Российского гуманистического общества http://humanism.su/ru/

C 1998 г. – член Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификациями научных исследований http://razumru.ru/pseudo/rasdirect.htm.

С 2004 г. – академик-секретарь/член Международной академии гуманизма. http://razumru.ru/humanism/journal/33/laureates.htm

Составитель, редактор и автор предисловия к монографиям зарубежных учёных: Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм (М., 1982); Парсонс Г. Человек в современном мире (М., 1985); Куртц П. Запретный плод: Этика гуманизма (М., 1999, 2002); Куртц П. Искушение потусторонним (М., 1999); Куртц П. Мужество стать: Добродетели гуманизма (М., 2000); Куртц П. Новый скептицизм: Исследование и надежное знание. М., 2005, 2007); Куртц П. Утверждения (М. 2005); Что такое светский гуманизм? (М. 2008)

Редактор, составитель и один из авторов книги изданного в США двухтомника “AHistoryofRussianPhilosophy: FromtheTenththroughtheTwentiethCenturies” (История русской философии XI - XXвв.), Buffalo: PrometheusBooks, 1994.

Основные научные достижения

В. Кувакин трактует мировоззрение В.И. Ленина [6, 12] как продукт его теоретической и политической практики с уже объективно данным марксизмом. Вводимое в этой связи понятие “посттеоретическое” имеет целью подчеркнуть “вторичный” характер работы с марксизмом, порождающей одновременно пуристскую и волюнтаристическую теорию практики этой теории. Специальное внимание уделено специфике ленинизма как особой (ортодоксально-волюнтаристической) версии понимания, интерпретации и применения марксизма, что в качестве процедур было отрефлектировано самим Лениным. Его оригинальность усматривается в метатеоретическом (структурном, функциональном и общетеоретическом) осмыслении марксизма, в придании ему прикладного, инструментального и вместе с тем исключительно нормативного (догматического) характера. Установлено, что Ленин был не просто марксистским методологом и социологом, но и методологом и социологом марксизма как единого теоретико-практического исторического комплекса. Ленину удалось выявить ряд детерминаций и закономерностей исторического развития, социального функционирования и теоретического роста марксизма. Однако восприятие им марксизма как строгой нормативной науки входило в противоречие с субъективистским привнесением в него идей, отвечающих социально-политическим целям большевизма.

Кувакин предлагает принципиально новую модель философии как трехмерного объекта [5], её понимание как единого и динамичного социального, исторического и теоретического феномена и обосновывает в этой связи возможность интеграционной теории философии, состоящей из трех частно-научных (квази-метафилософских) блоков: историологии, социологии и теориологии.

Даётся экспозиция метафизики бытия и ничто как реальностей нечеловеческого, фиксируется авторский опыт опознания неизвестности [7].

С начала 90-х гг. научные интересы Кувакина смещаются в область этики, культурологии, психологии, философской антропологии и неометафизики, чему способствовал мировоззренческий сдвиг от марксизма и религиозного экзистенциализма к светскому гуманизму, пробабилизму и селективному (методологическому) скептицизму.

Систематическое изложение проблематики этого периода дано в [9,10,11]. Здесь представлено целостное изложение принципов и ценностей современного светского (гражданского) гуманизма, проанализированы экзистенциальные, психологические, нравственные и правовые основы гуманистического мировоззрения, определены параметры гуманистического стиля мышления и образа жизни, дана интерпретация происхождения, смысла и перспектив человека.

Получает дальнейшее развитие представление новой метафизики, намеченное в [7]. Мир истолковывается как плюрализм самоочевидных субстанций: неизвестности, ничто, бытия, общества и человека; развивается концепция транс-субстанциальных коммуникаций, в которых человек предстает как генетически связанная с указанными выше первоосновами, но становящаяся абсолютной в себе и для себя субстанция, находящаяся в системе частичной интеграции с другими субстанциями (действительностями) [9, 13, 17, 27]; предлагается гуманистический пробабилистический сценарий эмерджентно-творческого происхождения, эволюции и перспектив человека [9, 10, 29].

Намеченный в [9] философско-антропологический и психологический анализ структуры и контента внутреннего мира человека получает развитие в [15, 16, 28]. В ходе исследований, зафиксированных в указанных работах, уточнена структура и содержание внутреннего мира человека, показана психо-интеллектуальная  возможность формирования субъектом «подушки» или зоны внутренней экзистенциальной и информационной безопасности и формирования им «Я-воззрения» в качестве баланса и противовеса как телесному, так и объективному контенту его сознания и самосознания.

Впервые разработана концепция неизвестности как субстанциальной действительности (реальности), сопряженной с бытием, ничто и человеком, но не редуцируемой к ним. Дано ее метафизическое, психологическое, гносеологическое и аксиологическое истолкование [7, 13, 17, 27].

ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

Монографии:

  1. Критика экзистенциализма Бердяева. М.: Изд-во МГУ, 1976.
  2. Марксистская философская мысль в США: 70-е годы ХХ века. М.: Изд-во МГУ, 1980.
  3. Религиозная философия в России: Начало ХХ века. М.: Мысль, 1980.
  4. Философия Вл. Соловьева. М.: Знание, 1988.
  5. Что такое философия? М.: Изд-во МГУ, 1988.
  6. Мировоззрение В.И. Ленина: Формирование и основные черты. Изд-во МГУ, 1990.
  7. Личная метафизика надежды и удивления: Записки о неизвестности, человеческом и нечеловеческом, о вероятной и невероятной России. М.: Коффи, 1993.
  8. A History of Russian Philosophy: From the Tenth through the Twentieth Centuries. In Two Vols. Buffalo: Prometheus Books, 1994. (В соавторстве.)
  9. Твой рай и ад. Человечность и бесчеловечность человека: Философия, психология и стиль мышления гуманизма. Изд-ва “Логос” – “Алетейя”, М. – СПб., 1998.
  10. In Search of Our Humanity. (USA) Amherst: Prometheus Books, 2003.
  11. Человечность человека. Основы современного гуманизма. М.: РГО, 2005. (В соавторстве.)
  12. Мыслители России. М.: РГО, 2005.
  13. Неизвестность. М. – Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика»; Институт компьютерных исследований, 2006. (В соавторстве.)
  14. Не дай себя обмануть. Введение в теорию практического мышления. М.: Академический Проект, 2007.
  15. Стать собой. М.: Смысл, 2010.
  16. Личность и Просвещение. От постмодернизма к неомодернизму. М.: РГО, 2010.
  17. «Непостижимое» Семёна Франка и другие эссе о неизвестности. М.: URSS, 2014.

Статьи

  1. О сущности моделирования // Вестник МГУ. Серия “Философия”, 1976, № 2.
  2. The Phenomenon of Partiinost: Structure, Dynamics, and Dialectics. An Exposition // Philosophy and Phenomenological Research, Buffalo, USA, 1977, #1.
  3. В. Розанов: “Моя душа сплетена из грязи, нежности и грусти” // Вестник МГУ. Серия “Философия”, 1989, № 2.
  4. И жертвы, и дети, и свободные существа // Вестник высшей школы, 1989, № 10.
  5. Опровержения и предположения Льва Шестова // Философские науки, 1990, №№ 2, 3.
  6. Возможно ли демократическое понимание марксизма? // Вестник МГУ, серия философия, 1992, № 3.
  7. Российское гуманистическое общество // Здравый смысл, 2000, № 16.
  8. Международное гуманистическое движение и “Гуманистический манифест 2000” // Современный гуманизм: Материалы и исследования. М. Изд-во РГО, 2000. (В соавторстве с В.Л. Гинзбургом).
  9. Современный гуманизм // Высшее образование в России, 2002, № 4.
  10. Человек в мире действительностей // Вестник МГУ, серия философия, 2005, № 3.
  11. Возвращение себя: к психологии внутриличностных отношений // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия, Вып. 1/2006 (8).
  12. Перспектива человека. Три модели // В защиту науки [Бюллетень Комиссии РАН по борьбе с лженаукой], № 13, 2013.

Полный список трудов В.А. Кувакина на начало 2014 г. составляет 23 монографии (из них 6 в соавторстве) и более 200 научных и научно-публицистических статей.