Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

В.А. Кувакин. Моя надежда - просвещение.

4. Моя надежда – просвещение

Просвещение принимает сегодня все более универсальные и всеохватывающие формы – от непрерывного образования до «осуждения на просвещение»: нарушителей тех или иных законов принуждают к посещению лекций, связанных с составом преступления.

Но у просвещения есть много противников как сознательных, так и стихийных.

Начнем с последних. Мы живем в инфляционной Вселенной, т.е. в такой реальности, энергия которой неизменно уменьшается, тела стремятся к состоянию покоя, а человек – к расслаблению, лености, халявности, «легкой жизни» и т.п. Такова природа мира и ее нужно не только понимать, но и видеть последствия такого хода вещей. По отношению к человеку легко видеть, что естественная склонность человека к покою или расслаблению опасна, поскольку означает отказ или уклонение от роста, усилий по выживанию, что эта склонность ведет к атрофии не только тела, но и ума, чувств, т.е. – к деградации человека, фактически – к его ускоренному умиранию. Да, есть в нем и противоположные потребности: жажда насытить себя пищей, потребность в движении,  природные способности к познанию, разного рода деятельности. Но сами по себе эти данные (назовем их позитивами) не гарантируют человеку ни достойной жизни, ни благополучия, поскольку путь вниз, как заметили еще древние, легче пути вверх. Деградация дается нам много легче, чем рост и прогресс личной и общественной жизни.

Сознательными противниками возвышения общества и человека, его интеллектуального и нравственного роста являются власть и те социальные силы, на страже интересов которых и стоит эта власть. Какой бы демократической ни была власть, она думает в первую очередь о своем выживании и закреплении себя в качестве таковой на вечные времена. И только принцип сменяемости (если таковой закреплен в реально работающем законе) сдерживает её эгоистические страсти.

Но почему же тогда человечество в целом успешно выживает, не деградирует, увеличивается в численности, продолжительности жизни отдельного его представителя и т.д.? Два фактора способствуют этому. Первый – уже указанные позитивы, особенно стремление человека к деятельности, особенно творческой, т.е. к созданию новых технологий, орудий труда, новых видов деятельности, искусства и т.д. Второе – это стихийное стремление к истине, добру, справедливости и красоте. Не обладая их стандартами, человечество тем не менее постоянно ищет их, двигаясь к все более совершенным методам их поиска, определения и реализации в жизни. Этот процесс ведет к прогрессу знания, повышению общественной морали, выработке все более совершенных способов обеспечения социальной и иной справедливости, к усложнению и обогащению наших эстетических вкусов и стандартов. Третье – это создание традиций и технологий образования и воспитания, носящих, по сути, обязательный и неустранимый характер. Этот фактор столь же жизненно необходим, как и первые два, поскольку позволяет человечеству сохранять, удерживать, транслировать и воспроизводить уже добытые им знания, умения и достижения, обогащать их и тем самым укреплять свою жизнеспособность.

Обучение – столь же естественное качество человека и общества, как все другие его природные параметры. Было бы ошибкой думать, что обучение и воспитание – это некое изобретение. У многих животных, особенно у млекопитающих мы находим это качество учить и учиться. Порой обучение длится годами и имеет сложное  и богатое содержание. Это мы находим у медведей, слонов, шимпанзе и др.

Как давно установлено,  одним из отличительных признаков человека является его способ познания, точнее, его способ адаптации и выживания через познание. Человек познавательное существо, именно поэтому он и называется разумным. Именно разум – основной способ познания человеком мира, что, в конечном счете, обеспечивает ему столь успешное выживание. Важнейшим звеном познания является обучение и воспитание. Только пройдя через эти «технологии» человек может познавать «дальше», т.е. обеспечивать прирост, прогресс знания, двигать вперед науку и технологию, повышать качество жизни и ее продолжительность.

Общим знаменателем человеческого прогресса является, таким образом, просвещение. Оно – тот постоянный порыв, который позволяет разрывать многие порочные круги как социальных процессов, так и индивидуального развития человека.

О каких порочных кругах я говорю? Один из главных – это власть и общество. В силу многих естественных причин власть как таковая стремится закрепить статус кво, законсервировать свою власть здесь-и-теперь. Это естественно и неизбежно. Консерватизм власти обуславливает ее стремление подавить сознание и свободу людей, ограничить их прежде всего в понимании существа дела, их положения и их возможностей. Наука и просвещение становятся для нее костью в горле, поскольку грамотный, культурный и сознательный человек, знающий свои права и умеющий их отстаивать – это первый враг той власти, которая не хочет меняться или уходить в соответствии с законом. Порочность власти состоит в том, что если ей удается оседлать сознание людей, то люди, будучи подавленными и одураченными, оказываются бессильны что-то изменить и, что самое страшное, они становятся опорой власти, ее фанатичными защитниками. Но именно просвещение и наука оказываются здесь теми факторами, которые разрывают этот круг, выводя людей, особенно грамотную молодежь, на свободу, на дорогу самостоятельного мышления и действия.

Вместе с тем у просвещения есть и открытые враги. Сегодня – это архаичные религии, которые не хотят учиться у истории и с неизбежностью становятся ее тормозом. Порой это противодействие прогрессу принимает откровенные и острые формы. Вот сегодня в России наступили времена, когда государство совершенно открыто и одновременно делает две прямо противоположные вещи: вопреки основополагающим статьям Конституции оно всячески поддерживает одну из ветвей православия, Русскую православную церковь (МП) и своим законом об упразднении Российской академии наук наносит сокрушительный удар науке и образованию. В эти летние месяцы 2013 г. мы хороним РАН и в связи с пышными торжествами по случаю 1025-летия введения православия на Руси говорим, что в стране должен быть введен государственный праздник, отмечающий это событие.

Говоря о просвещении, важно помнить, что в нем научные знания и этическая грамотность идут рука об руку. Происходит как научный, так и моральный рост человека и общества. К счастью для человечества остановить просвещение исключительно сложно, поскольку потребность познания и жажда справедливости вырываются из самого существа человека. Нужна исключительно сложная и жестокая система физического и духовного подавления человека, чтобы эти естественные потребности людей были подавлены.

Но даже если это и удается, то только на время.

Победить разум, победить науку и просвещение невозможно!