Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

В.А. Кувакин. Гуманистическая альтернатива.

 

6. К предыстории РГО и журнала «Здравый смысл»

Уже в начале 90-х гг. в воздухе России стала носиться идея создания гуманистического общества, некоммерческой организации, которая представляла бы мнение и интересы россиян, осознающих себя гражданами, разделяющими базовые принципы светского гуманистического мировоззрения. Мною особенно тщательно продумывалась проблема места такого сообщества российских граждан в мировоззренческой и идеологической палитре России, переживавшей тогда бурный процесс перемен, прежде всего аксиологических: системы ценностей в головах людей принимали самые необычные конфигурации и конфронтации. Проект журнала был естественным продолжением планов создания Российского гуманистического общества. Предлагаемый материал отражает именно этот период в предыстории российского гуманизма как организованного общественного движения. Он написан в форме программного заявления главного редактора журнала, предварительным названием которого было «Гуманистическая альтернатива».

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА

(точка зрения редактора)

«Гуманистическая альтернатива» обращается к тем, для кого человек является или должен являться наивысшей ценностью и самой важной первореальностью среди других природных, духовных или неизвестных нам первореальностей[1].

Почему гуманистическая? Потому, что мы есть. Хорошие или плохие, добрые или злые, прекрасные или ужасные, свободные или униженные, молодые или старые, мужчины или женщины, умные или глупые… – все мы, прежде всего люди. И потому – желаем мы того или нет – для нас так важно обрести возможно наилучшее осознание реальности человека.

 В посткоммунистической России в сознании и психологии людей превалируют, так сказать, обломочные мировоззрения и ориентации: причудливая смесь архаики и новейшей экзотики, т. е. мистических, оккультных, паранормальных и научных представлений и ожиданий, перемешанных со здравых смыслом, привычками и нормами повседневной жизни. Вместе с тем, в этом конгломерате идей, предрассудков, ценностей, надежд и тревог мы можем различить, по меньшей мере, три альтернативы, которые предлагают нам средства массовой информации – радио, телевидение, пресса и книжный рынок:

  1. Традиционалистские, хотя и обновляющие свой фасад, идеологии и психологии, которые их оппоненты нередко обозначают как красно-коричневые.
  2. Религиозные воззрения и настроения, т. е. широкий спектр традиций и сенсаций от православия до воззвания новейших импортных (индийских, американских, японских…) пророков и мессий.
  3. Особое место в общественном сознании и психологии занимает не менее пестрый конгломерат учений и практик оккультного, астрологического, хиромантного и всякого другого паранормального характера.

Если первая альтернатива имеет ярко выраженный социальный и политический характер, то последние две претендуют быть общим мировоззрением как для индивида, так и для социальных групп.

Однако, несмотря на все их различия и взаимопроникновения, им присуща одна объединяющая их черта: бегство от реального человека, сведение конкретной, неповторимой и ни к чему не сводимой личности к чему-то нечеловеческому: трансцендентному, иррациональному, натуралистическому или социальному, понимаемому как всесильная и всеспасительная имперсональная экономическая или политическая сила. Даже многие научные мировоззрения несут на себе печать этого имперсонализма и редукционизма.  

Необходимость четвертой альтернативы очевидна.

Это и есть гуманистическая альтернатива.

Что такое гуманистическая альтернатива?

Видимо, сначала нужно сказать, чем она наверняка не является и не должна являться.

Она не претендует на роль политической партии, какого-то религиозного или квазирелигиозного движения.

Она не обещает земного рая или гарантированного переселения в «мир иной».

Она не предлагает дешевых и легкодоступных средств разбогатеть, избежать или избавиться от физических или психических недугов, освободиться от тревог, неопределенности и одиночества.

Гуманистическая альтернатива:

- это реалистическое возвращение человека к самому себе;

- это защита прав человека, его ценностей и позитивных качеств;

- это сознание и признание достоинства, уникальности и верховной ценности человека как ни к чему не сводимого, свободного и ответственного, бесконечного по своим возможностям, поистине чудесного для самого себя существа, способного контактировать и общаться с окружающей его бесконечной не менее удивительной действительностью;

- это выработка гуманистического мышления, психологии и мировоззрения, основанного на ценностях человека и мира, на скептическом, критическом, рациональном и научном стилях мышления;

- это трезвое, научное исследование и критика политического, мистического, религиозного, сциентистского, технократического и других видов догматизма и фанатизма;

- это критика и трезвая оценка иррационализма и псевдонауки: оккультизма, астрологии, различных вариантов черной и белой магии, колдовства и заявлений о паранормальных феноменах.

Наконец, гуманистическая альтернатива – это обретение искусства жить собственно человеческой, нормальной и в высшей степени удивительной жизнью, полной неизвестности и открытий, преодолений и побед, любви, творчества и свободы.

Таким образом – это самокритичная гуманистическая альтернатива человека, завершающего многовековой путь развития и поиска предчеловеческого, сверхчеловеческого и собственно человеческого. Позади путь, который пролегал от коллективного бессознательного к мифологическому и религиозному, от нарциссизма, наивного индивидуализма и натурализма к новейшим формам тоталитаризма, сциентизма, космизма и паранормального, а от них снова к человеку, различаемому теперь в качестве той бесконечности и всевероятности в мире бесконечностей и всевероятностей, которые являются его основой и безосновностью, гарантом его равномощности и равноправия по отношению к себе подобным, к миру бытия и ничто. Выражаясь абстрактным философским языком, современный гуманизм – это персоналистический универсализм, обогащенный многовековым опытом свободомыслия и скептицизма, поражений и достижений, иллюзий и обретения невероятной технологической и культурогенной мощи.

Гуманистическая альтернатива:

- это не конфронтация, но объединение;

- это не слепая и бессильная надежда, но призыв к гуманистическому мышлению, к обычному или необычному гуманному действию;

- это не создание еще одной иллюзии, религии или идеологии, но обретение творческого скептицизма и трезвости, реализма и оптимизма, человечности слова и дела.

Можно было бы закончить это обращение каким-нибудь лозунгом типа «Гуманисты России, объединяйтесь!», однако, время лозунговости, как кажется, прошло. Тем более что российская история посрамляла и более масштабные и «научно доказанные» лозунги. Дело, конечно, не в них. Главное, чтобы те из нас, кто без амбиций и фальшивого пафоса осознают себя гуманистами, ясно поняли, что наступило время трудной, но исключительно важной работы. «Гуманистическая альтернатива» делает первый шаг на этом пути, будучи уверенной в том, что вместе с ней его сделают многие другие.

 

В.А. Кувакин

8 апреля 1994 г.  



[1] Впоследствии идея ценности человека была пересмотрена. Во избежание обвинений светских гуманистов в эгоцентризме и антрополатрии (обожествлении) человек стал определяться как высшая и приоритетная по отношению к себе ценность, но как относительная по отношению к другим ценностям мира.