Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Главное меню

Поиск по сайту

Гуманизм как инструмент моральной реконструкции

Д.ф.н., профессор В. А. Кувакин

У всякого времени свои заботы. У каждого общества свои заботы. Наше общество озабочено неопределённостью, переходностью, неясностью происходящего и небывало высокой степенью риска, безосновности того будущего, которое уже не строится и не планируется, а наступает спонтанно и как бы помимо воли каждого из нас.

В спектре этой неопределенности проступают глыбы тревожных проблем – экономических, экологических, нравственных, информационных… Здесь и проблемы личной безопасности, мировоззренческой и финансовой устойчивости…

Плюрализация российского общества, начавшаяся вдогонку европейской, легла тяжёлым бременем свободы – и как долга и как произвола – на неподготовленное сознание и «старого», и «нового» россиянина. Противоречия между личностью и государством, «олигархическим либерализмом» и «государственническим национализмом», между светскостью власти и её клерикализацией, между ростом юридической составляющей государства и растущей вместе с преступностью коррупцией развиваются в никуда, точнее, в тупик, грозящий национальной катастрофой, –поскольку все эти линии напряжённости имеют одну общую черту: они лишены всякой нравственной основы. Все сколько-нибудь социально-активные слои общества и государственные институты, по сути, выпали из области фундаментальных общечеловеческих ценностей. Всё настоящее, извечно дорогое как-то вдруг опошлилось, в лучшем случае коммерциализировалось, ценности человечности превратились во что-то неприличное, стыдное и непроизносимое вслух.

Традиционные островки здравого смысла – народное образование и наука – уже почти совсем потеряли инерцию движения, они атакуются дезинформацией СМИ, лженаукой, шарлатанством, мракобесием и всякого рода политической демагогией, они вот-вот переродятся в нечто чуждое бескорыстной истине, духу просвещения, честности и правде. Те островки гражданского общества, которые создавали себя на принципах защиты прав человека, разума, творчества и добра, захлёстываются волнами иррационализма, корысти, равнодушием населения, недоверием и враждебностью государства. Везде мы видим процессы дезинтеграции, перерождения и вырождения, ухода людей в себя или во что-то бесчеловечное само по себе: в борьбу за власть, в самоцельное обогащение, в чёрствую и эгоистичную изоляцию, в равнодушие, в чёрную дыру телеприемника…

Но человек хочет жить, хочет выявить и реализовать то, что подавляется наличными условиями существования. Жажда правды, добра, справедливости и истины – это почти биологические потребности. Они приобретают такую окраску и готовы так заявить о себе именно тогда, когда подвергаются смертельной угрозе, когда, как кажется, их начинаешь ощущать лишь кончиками пальцев.

Нравственное возрождения становится в России всё более насущной задачей. Эта задача, эта потребности вырастает, прежде всего, как потребность физического выживания. Потому что вырождение нравственности – это насилие, убийства, произвол, наркотики, алкоголизм, социально обусловленные болезни, рост числа абортов, снижение рождаемости… Словом, болезнь и смерть в самых отвратительных и опасных её формах.

Никто не станет отрицать жизненную необходимость образования. Без него общество одичало бы за одно поколение людей. Это – почти математика, а не социология. Поэтому все – и плохие и хорошие, и нравственные и безнравственные, и законопослушные и преступники одинаково заботятся о том, чтобы дать своим детям наиболее качественное, наилучшее образование. Но при этом мы впадаем в чудовищное противоречие, поскольку по самым разным причинам подавляющее большинство из нас, и особенно государство, равнодушно к фундаментальным идеалам просвещения, к моральному воспитанию и себя и будущих поколений российских граждан. Выражаясь рыночным языком, в моральное и гражданское здоровье нации не инвестируется ни копейки. Исключения могут возникать только когда такое «инвестирование» имеет пиаровский эффект для кого-то рвущегося к власти. Но такие случаи крайне редки, поскольку «рейтинговый» эффект добра и гуманности весьма низок. Настоящее добро плохо «конвертируется» во власть и деньги, ибо по сути своей бескорыстно.

Что же всё-таки возможно в России для того, чтобы приостановить процесс моральной деградации? Возможно ли предпринять какое-то коллективное организованное усилие с целью сознательного противостояния деморализации общества? Да, такой шанс есть.

По своему содержанию – это современный светский, гражданский гуманизм.

По своей форме – это введение дисциплины «Гуманизм и гражданское общество» и «Современный гуманизм» в качестве учебной дисциплины соответственно в школах и высших учебных заведениях страны.

Современный гуманизм – это мировоззрение здравого смысла. Он основан на научной картине мира, общечеловеческих нормах морали и на критическом, реалистическом мышлении. Его приемлемость в качестве общечеловеческого взгляда на мир обусловлена тем, что он не задает человеку никакой конкретной философии, системы ценностей или верований. Гуманизм может сочетаться практически со всеми мировоззрениями, он может быть светским и религиозным, демократическим, либеральным, социалистическим, коммунистическим, патриотическим, космополитическим, экологическим, научным, этическим, гендерным, ноосферным, эволюционным, романтическим, аналитическим, скептическим, разумным и т.д. Его единственная миссия как общечеловеческого мировоззрения – обеспечить любого рода мировоззрение, за исключением человеконенавистнического и расистского (здесь, видимо, он бессилен), надежной системой общих ценностей и инструментов, необходимых человеку для сознательной и ответственной выработки им самим своего собственного взгляда на жизнь, своей собственной конкретной системы ценностей и оценок.

Слово «гуманизм», в принципе, понятно каждому. Но это понимание слишком поверхностно, чтобы уметь «работать» с этим понятием, чтобы сделать гуманизм эффективным способом личного и общественного жизнеутверждения, жизнесозидания и жизнетворчества. В рамках Российского гуманистического общества задача освоения новейших теоретических разработок в этой области была поставлена в середине 90-х годов теперь уже прошлого века. За это время было сделано немало. Говоря кратко, вышло 30 регулярных и 3 спецвыпуска журнала «Здравый смысл», опубликовано 18 книг по различным проблемам гуманизма, проведено 3 международных конференции, имеется опыт преподавания гуманизма для студентов вузов.

Наконец, опыт изучения и обобщения теории и практики преподавания современного гуманизма был изложен в учебных пособиях «Основы современного гуманизма» (авторы И.М. Борзенко, В.А. Кувакин, А.А. Кудишина, М., 2002 г.) и «Гуманизм и гражданское общество» (автор Г.В. Гивишвили). Тем самым были созданы теоретические предпосылки для практической реализации острой потребности остановить моральную деградацию, возродить дух просвещения, заполнить тот вопиющий пробел в воспитательном процессе, который образовался в результате кризиса старых ценностей и отсутствия новых.

Если не усложнять ситуацию деталями, то вторая, практическая задача выглядит достаточно ясно. Она решается путем введения учебной дисциплины «Гуманизм и гражданское общество» во всех общеобразовательных школах, а дисциплины «Современный гуманизм» – во всех вузах России. В принципе, гуманизм можно преподавать в вузах уже сегодня в качестве общего факультетского спецкурса, а в школах – в рамках часов, предусмотренных для дисциплин регионального и краеведческого цикла. Уже сегодня его можно включать в форме модулей во многие школьные дисциплины гуманитарного цикла. В будущем необходимо, чтобы эта учебная дисциплина преподавалась в качестве общеобязательного предмета на основе соответствующего приказа Министерства образования РФ. Задача эта технически (и не только технически) далеко не простая, но она вполне легитимна, целиком соответствует Закону об образовании РФ и ко всему прочему остро ставится самой жизнью.

В свете готовящихся решений о преподавании в школах «Основ православной культуры», а также решения Минобразования о введении специальности «богословие» в вузах, вопрос о преподавании соответственно предмета «Гуманизм и гражданское общество» и «Современный гуманизм» приобретает особую актуальность. В конечном счете, речь идет о перспективах государственности России, ее культуры и том ценностном фундаменте, который определит нравственное, гражданское, правовое и политическое сознание россиян уже в недалеком будущем. Здесь не место полемике относительно преимуществ религиозного или светского мировоззрения, но совершенно очевидно, что стратегию развития многонационального, многоконфессионального и светского государства немыслимо базировать на православии. Это либо глупость, либо безумие.

Сегодня Конституция России ещё позволяет нам легитимно защищать, изучать и преподавать светские и общечеловеческие ценности. При нынешних тенденциях в законотворчестве завтра это может оказаться невозможным. Вот почему все здравомыслящие граждане России, особенно школьные учителя и педагоги высшей школы должны осознать значимость момента, возможно, решающую роль гуманизма в удержании страны в пространстве разума, человечности и добра, независимых от вероисповедания, национальности и социального положения человека.