Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

Глава 8. "Новое религиозное сознание" и современность

Говорить о русской идеалистической и религиозной философии эпохи империализма — значит говорить не только о чем-то минувшем и вызывающем по преимуще­ству исторический интерес. Объект данного исследования находится на грани прошлого и настоящего. По своему идейно-историческому смыслу и, главное, по своей соци­ально-классовой сущности русская религиозная филосо­фия первой четверти XX в. (в границах России и СССР) и второй четверти века (если учитывать ее доживание в эмиграции) целиком принадлежит прошлому. Однако, поскольку недруги СССР используют ее в непрекращаю­щейся идеологической борьбе с целью фальсификации советской действительности, она принадлежит современ­ности как постоянно гальванизируемое прошлое. Кроме того, русская религиозная философия XIX в. как внецер­ковная линия православного реформаторства связана с некоторыми современными тенденциями в эволюции русского православия. Анализу этих явлений и посвящена настоящая глава.

Мы ограничимся в основном критическим разбором методологических, мировоззренческих и идеологических аспектов антикоммунизма в связи с использованием его адептами идейного наследия русской религиозной фило­софии начала века. Кроме того, здесь будут рассмотрены некоторые типичные примеры «советологического» мыш­ления, имеющего дело с воззрениями религиозных мысли­телей этого периода. В заключение мы проследим основ­ные линии влияния русского религиозного модернизма начала XX в. на эволюцию современного православия.

Критический анализ механизмов включения религиоз­но-философских доктрин в политическую и идеологиче­скую борьбу современности представляет собой актуаль­ную задачу, связанную с научным пониманием религиоз­ных движений XX в., психологии верующих, вовлекаемых в сложные процессы социальных преобразований.