Российское гуманистическое общество

www.humanism.ru

8. Ценности транссубстанциальных коммуникаций

 

8. Ценности транссубстанциальных коммуникаций

Ценностное пространство коммуникаций субстанциального статуса человеку еще предстоит освоить, поскольку он только начинает осознавать и овладевать собой как субстанцией. Вместе с тем, особое ощущение своей метафизической значимости было присуще уже человеку древних культур. Оно присутствовало и в создании религиозных, т.е. квазисубстанциальных реальностей, с которыми можно было вести диалог, приобщавший к «высшей субстанции», и в успехах человека в общении со «слепыми» стихиями природы, и в первых деспотиях, возносивших на их вершину человека, становившегося «субстанциальным» земным богом, и в высших образцах поэзии, зодчества, ваяния, драматургии и музыкального искусства.

Прояснение субстанциального начала многие века было для личности неторопливым и незаметным по многим причинам. Ближайшая из них — опережающий рост и проявление субстанциального начала общества как одного из генетических истоков человека. Укрепление силы и экспансия общества вовне часто подавляли личность, сдерживали осмысление и проявление ею себя как особой, нередуцируемой реальности. Но по мере выделения личности из социума — как если бы на однообразно зеленой поляне начали проклевываться и распускаться всякий раз уникальные цветы — она все более прочно осваивала свои субстанциальные возможности, прежде всего в области самопознания, персонифицированного познания и духовного творчества. Особенно заметным был рывок человека к себе через философское творчество. Метафизические вопрошания человека о человеке — ярчайший признак того, что философия «не знала пеленок» (Г. Шпет) уже при своем рождении. Уже в древности она усмотрела в человеке микрокосм, меру бытия и небытия.

К концу второго тысячелетия новой эры стал очевиден прогресс осознания субстанциальности человека в аксиологической, правовой, научно-технической и экологической сферах. Общество все более последовательно признавало приоритет личности; масштабы и мощь деструктивных эффектов и возможностей военно- технологической и экологической деятельности людей убедили их в своей «космичности». Человек «набрал» такой «вес», что земля под ним [246] стала проваливаться. Открылись горизонты небытия и вселенского хаоса, неизвестность еще шире распахнула перед человеком свои невидимые двери. Приметы взрослости стали неотвратимыми. Личность осознала и продолжает все глубже осознавать свою субстанциальность.

Вместе с тем, уяснение человеком своего первородства как результата определенного, уже достигнутого уровня самосозидания не только на генетической, но и на собственной основе, и сам акт транссубстанциальной коммуникации — далеко не всегда одно и то же. Вероятнее всего, дело не сводится к трудностям перехода от «теории» к «практике», т.е. перехода от осознания субстанциальности к субстанциальному взаимодействию. Нам все еще предстоит проникнуться чувством и сознанием того, что субстанциальное общение — это не просто общение в сфере частичной тождественности или общность первореальностей, но и такая коммуникация, которая каким-то еще не ясным для нас образом вовлекает в нее, так сказать, сущность, ядро, т.е. собственно субстанциальное, а не периферийное, вступающих в контакт субстанций. Здесь дело касается сочетания не сочетаемого, контакта абсолютных внутренних свобод и величий без какого-либо их взаимного или одностороннего умаления, здесь сходятся бесконечности и невероятности, независимости и несводимости, принципиальные нетождественности, невместимости и неслиянности.

Мы все еще не знаем, как полной мерой познавать неподобное и неантропное, как услышать и понять совершенно иной, непереводимый на человеческий, язык природы, ничто и неизвестности. И тем не менее, пусть пробабилистически, на уровне радикальных сомнений или метафизических вопрошаний, но мы знаем, что иные первореальности реальны, что «есть» их звездное пространство и мы все более явно находим себя в этом пространстве, среди этих звезд.

Каковы же ценностные аспекты начинающихся для нас транссубстанциальных коммуникаций? Генеральным эффектом является здесь обретением и чувством, и мыслью, и сознанием, и самим нашим существом — жизненно, экзистенциально — самой нашей тотальной, бесконечно-конечной, вероятностной, всевозможной, фундаментальной и наиреальнейшей субстанциальности — в ряду других первых реальностей. В ходе осмысления они предстоят нам как бесценные плоды научного и философского познания, метафизических тревог, интуиции и прозрений, как опыт творческих вдохновений, как невыразимость пребывания в пограничных ситуациях.

Подробнее некоторые стороны отношений между человеком-субстанцией и другими субстанциями будут обсуждаться в разделах, касающихся взаимосвязей человека со средой обитания, а также при [247] обсуждении сценариев происхождения человека, поэтому я ограничиваюсь здесь лишь самыми общими соображениями. Следует добавить, что нижеследующие параграфы носят скорее демонстрационный, а не системно-аналитический характер. Рассмотрение субстанций — древнейшая традиция мировой мысли. Этому посвящены все онтологии изложенные в фундаментальных сочинениях философов, — от Парменида, Платона и Аристотеля до Бердяева, Хайдеггера и Сартра.