Глава 8. "Новое религиозное сознание" и современность
Говорить о русской идеалистической и религиозной философии эпохи империализма — значит говорить не только о чем-то минувшем и вызывающем по преимуществу исторический интерес. Объект данного исследования находится на грани прошлого и настоящего. По своему идейно-историческому смыслу и, главное, по своей социально-классовой сущности русская религиозная философия первой четверти XX в. (в границах России и СССР) и второй четверти века (если учитывать ее доживание в эмиграции) целиком принадлежит прошлому. Однако, поскольку недруги СССР используют ее в непрекращающейся идеологической борьбе с целью фальсификации советской действительности, она принадлежит современности как постоянно гальванизируемое прошлое. Кроме того, русская религиозная философия XIX в. как внецерковная линия православного реформаторства связана с некоторыми современными тенденциями в эволюции русского православия. Анализу этих явлений и посвящена настоящая глава.
Мы ограничимся в основном критическим разбором методологических, мировоззренческих и идеологических аспектов антикоммунизма в связи с использованием его адептами идейного наследия русской религиозной философии начала века. Кроме того, здесь будут рассмотрены некоторые типичные примеры «советологического» мышления, имеющего дело с воззрениями религиозных мыслителей этого периода. В заключение мы проследим основные линии влияния русского религиозного модернизма начала XX в. на эволюцию современного православия.
Критический анализ механизмов включения религиозно-философских доктрин в политическую и идеологическую борьбу современности представляет собой актуальную задачу, связанную с научным пониманием религиозных движений XX в., психологии верующих, вовлекаемых в сложные процессы социальных преобразований.