Главная
Слова "дух" и "духовность" вчера, сегодня, завтра
Валерий Кувакин
В 2002 г. в Транснациональном Центре Исследований, основанном Полом Курцем (Амхёрст, N.Y., USA http://www.centerforinquiry.net/) была запущена программа международных гуманистических школ. В раздаточных материалах второй летней школы (2003) был лист бумаги, на котором Том Флинн (Tom Flynn, редактор журнала «Фри инквайери», исполнительный директор Совета по секулярному гуманизму, директор отдела медиа Центра Исследований) предложил «95 способов избежать употребления понятия “дух”», ставшего в наше время архаичным и, с его точки зрения, уместным для употребления лишь в религиозных учениях и практиках, где этому понятию придается определенный догматический смысл.
Применительно к слову «дух» я бы добавил такие области его применения, как поэзия, художественная литература, искусство в целом, а также язык повседневности. В этих нишах жизненного мира человека слову «дух» придается метафорический, символический или смутный психологический и эмоциональный смысл. Однако ясно и то, что это слово все более устаревает, поле его бытования неуклонно сокращается.
Мне понравилась задумка Т. Флинна. Действительно, идеи рождаются и умирают, их содержания постоянно меняются, уточняются, искажаются и даже извращаются в человеческой истории, коей они принадлежат и вне которой они не существуют. То же самое происходит и с понятиями, их обозначающими. Случаев, когда со временем словам начинают придавать смысл, противоположный изначальному, сколько угодно («аура», «энергетика», «фискал», «пиар» и др.). Особенно ярко эта динамика заметна в переходные эпохи или во времена засилья идеологической, в основном политической и религиозной пропаганды или разнузданных рекламных компаний, способных в короткие сроки вывернуть наизнанку сознание потребителей, так же как и смыслы слов.
Подробнее: Слова "дух" и "духовность" вчера, сегодня, завтра
Смыслы русской революции через 100 лет: макросоциологический взгляд
Николай Розов
Смысл исторического явления выявляется через его отнесение его роли и последствий к более глубокому плану бытия, а также к проблемам и заботам современной ситуации.
Что это за «глубокий план бытия» — вопрос открытый и нетривиальный. Здесь могут быть разные догматические ответы, например, религиозный христианский (путь мировой истории к Второму Пришествию и Страшному Суду), марксистский (смена социально-экономических формаций), либерально-прогрессистский (неизбежные модернизация и транзит к демократии, пусть и частными отступлениями) и т. д.
Здесь будем исходить из того, что с разных позиций можно выделить несколько таких «глубоких планов бытия». Наиболее релевантной представляется точка зрения макросоциологии, поскольку именно в этой дисциплине строятся, исследуются, используются теории крупных социальных процессов [1].
Рассмотрим здесь только два аспекта: роль Революции в гибели Империи и Революцию как начало кризисной трансформации российской государственности в государственность советскую.
Крах Российской империи – в чем же заключалось ее «нездоровье»?
Первый непреложный факт: Революция привела к крушению Российской империи как крупной и долговременной исторической, социальной, политической целостности.
Подробнее: Смыслы русской революции через 100 лет: макросоциологический взгляд
Трагическая дата в истории России
Сто лет назад, 25 – 26 октября по старому, 7 – 8 ноября по новому стилю в Петрограде произошёл вооруженный переворот. Временное правительство было свергнуто, к власти пришёл сформированный большевиками Совет народных комиссаров. В советской историографии те события получили название Великой октябрьской социалистической революции.
Российское гуманистическое общество считает октябрьский переворот 1917 года трагической датой в истории России. С первых же дней захвата власти большевики под лозунгом «диктатуры пролетариата» начали репрессии против своих политических противников, в январе 1918 года разогнали всенародно избранное Учредительное собрание и расстреляли мирную демонстрацию в его защиту, подняли кровавое Московское восстание. Начавшееся после октябрьского переворота сопротивление большевистской диктатуре переросло в кровавую гражданскую войну. Используя демагогию, насилие и террор, большевики подавили сопротивление своей диктатуре и на долгие десятилетия в России установился антигуманный тоталитарный режим с полным подавлением прав и свобод граждан, с уничтожением парламентаризма, разделения властей, института частной собственности и нормальной рыночной экономики. Лозунги о земле, мире и народной власти обернулись новым закрепощением крестьян, агрессивными войнами, массовыми репрессиями, тотальным дефицитом и властью партийной верхушки. Мы безоговорочно осуждаем организаторов октябрьского переворота и партийную номенклатуру, установившую в России тоталитарный коммунистический режим.
Нет революциям, приводящим к авторитарным, антидемократическим, в том числе и клерикальным режимам, подавляющим неотъемлемые права и свободы граждан!
МГЭС-2017
В начале августа 2017 года в Лондоне состоялась ежегодная Генеральная ассамблея Международного гуманистического и этического союза (МГЭС), которая традиционно объединена с самой представительной конференцией мирового гуманистического движения и некоторыми другими мероприятиями. Праздник гуманизма длился три дня. В Лондон приехало около ста пятидесяти гуманистов из нескольких десятков стран мира. Российское гуманистическое общество на Ассамблее представляла Светлана Туркова.
4 августа состоялись три события. Это, во-первых, Международная конференция гуманистов-профессионалов, где собираются люди, для которых гуманизм стал профессией. Это прежде всего организаторы гуманистических торжеств (свадеб, конфирмаций, похорон) и преподаватели гуманизма как школьной дисциплины. Во-вторых, параллельно проходила Генеральная ассамблея Международного Гуманистического и Этического молодежного союза (IHEYO), который объединяет молодежные отделения гуманистических организаций. Эта организация появилась недавно, и в Лондоне была её вторая Генеральная ассамблея. И, в-третьих, была проведена встреча представителей гуманистических организаций стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Вроцлав 2017. Ассамблея Европейской гуманистической федерации в Польше.
Во второй половине мая в польском городе Вроцлаве прошло главное ежегодное мероприятие европейских гуманистов. 19 мая состоялась ежегодная ассамблея ЕГФ, а 20 и 21 мая – конференция ЕГФ. На этом мероприятии представлял Российское гуманистическое общество его президент Ярослав Головин. Организаторами ассамблеи были две польские гуманистические организации: Польская ассоциация рационалистов (Polskie Stowarzyszenie Racjonalistów) и Польская ассоциация гуманистов (Towarzystwo Humanistyczne). На протяжении трёх дней мы имели дело с президентом Польской ассоциации рационалистов Яцеком Табишем (Jacek Tabisz) и его супругой Каей Брикс (Kaja Bryx), которая на ассамблее была избрана вице-президентом ЕГФ.
Ассамблея – формальное мероприятие, на котором решаются организационные вопросы. Теоретических докладов и выступлений на общефилософские темы не предполагается. Участие РГО в ассамблее ЕГФ важно для нас. Ведь РГО является полноправным членом ЕГФ (в отличии от МГЭС, где мы - только ассоциированные его члены) и наш представитель имеет право принимать участие в голосованиях, выдвигать кандидатов в совет ЕГФ. Но участие РГО в ассамблее важно и для ЕГФ. На ассамблее представитель Норвегии поднял вопрос о том, что такое ЕГФ – организация европейская или организация Европейского союза? Ведь РГО – фактически единственная организация в ЕГФ из стран, не являющихся членами ЕС. Из страны не члена ЕС я был один и всегда чувствовал особое внимание руководства ЕГФ. В брошюре, выпущенной к ассамблее, уделено немало внимания мероприятиям РГО прошлого года, хотя, мероприятия, проводимые многими европейскими гуманистическими организациями не в пример более масштабны.
Подробнее: Вроцлав 2017. Ассамблея Европейской гуманистической федерации в Польше.